Краткая история БПЛА: для чего были созданы первые дроны и как они стали непревзойденными разведчиками
Чтобы летало и чтобы управлялось дистанционно — в истории БПЛА важно было пересечение двух «чтобы». И оно состоялось в 1935 году в Великобритании, когда был создан беспилотный самолет Queen Bee. В нем было две кабины: в передней при необходимости мог разместиться пилот, в задней находилась аппаратура радиоуправления. Сам же самолет использовался для тренировки расчетов зенитной артиллерии.
Это событие состоялось благодаря большой предстартовой подготовке. Во-первых, надо отдать должное Devil Automata — радиоуправляемому судну (не самолету), которое в 1898 году на выставке изобретений представил Никола Тесла. Субмарину с длинной металлической антенной, передвигающуюся по бассейну по командам со специального пульта, можно считать прототипом всех будущих радиоуправляемых транспортных устройств.
Во-вторых, в начале XX века на смену дирижаблям и аэростатам стали приходить летательные аппараты тяжелее воздуха. Пионерами пилотируемой авиации самолетного типа были братья Райт. В 1903 году они совершили четыре полета на Flyer I с максимальной дальностью 260 метров и продолжительностью 59 секунд. Затем были конструкторские решения от братьев Бриге, Георгия Ботезата, Элмера Сперри и Чарльза Кеттеринга. Все, кроме первого, создавались для военных целей — и именно эта сфера стала локомотивом развития беспилотного направления.
Широко беспилотники стали эксплуатироваться в 60-70-е годы. Например, во время вoйны во Вьетнаме США использовали Ryan AQM-91 Firefly — БПЛА самолетного типа, который летал по заданному маршруту и выполнял аэрофотосъемку. Первое массированное и успешное применение беспилотников в боевых действиях было в ходе Ливанской вoйны. В 1982 году израильские военные задействовали большое количество самолетов-разведчиков IAI Scout при разгроме группировки сил и средств противовоздушной обороны Сирии.
Толчок вперед
До начала XXI века беспилотные аппараты в основном были самолетного типа и военного назначения. Страны были готовы экономически вкладываться в разработку технологий, способных помочь победить врага. К тому же, электроника прошлого века была достаточно дорогой и громоздкой, и ее могли позволить себе только военные. Поэтому, пожалуй, главным толчком для того, что БПЛА нашли себя впоследствии в гражданской сфере: от АФС полей до съемки контента для YouTube — стала разработка доступных и достаточно быстродействующих микропроцессоров и миниатюрных датчиков. На их основе появились первые проекты автопилота (он же полетный контроллер или, метафорично, мозг летательного аппарата). Важную роль сыграло и создание литиевых аккумуляторов.