Из солдат в рабочие: история и интересные факты о джипах
Во многих языках, в том числе и в русском, слово «джип» давно стало нарицательным и означает транспортное средство повышенной проходимости
Иногда джипами называют даже те автомобили, которые вовсе не обладают вездеходными свойствами и уж тем более не имеют никакого отношения к одноименной марке. Впрочем, название это возникло от жаргонизма…
Армейское прошлое
В конце 1930-х годов американское правительство объявило конкурс на лучший вариант автомобиля для вооруженных сил. К машине не было каких-то специальных требований: она просто должна была быть достаточно мощной и недорогой, простой в эксплуатации, а также способной преодолевать бездорожье.
Попытка создать новую армейскую модель вполне соответствовала духу времени: в воздухе уже тогда пахло грозой, приближалась война, и не было ничего удивительного в перевооружении армии. До этого из легких транспортных средств у американских военных были только мотоциклы с коляской и небольшие малопроходимые автомобили. За выполнение нового государственного заказа тогда, в конце 1930-х, взялись три компании: Ford, Bantam и Willys-Overland.
Основные требования были сформулированы заранее: автомобиль должен был вмещать четырех человек и иметь грузоподъемность примерно 300 килограммов. Предполагалось наличие полного привода, а двигатель должен был обладать мощностью не менее 40 лошадиных сил. Первые испытания состоялись в конце 1940 года.
Все три автомобиля оказались похожи друг на друга внешне — все-таки конкуренты не смогли обойтись без взаимного влияния. Ford был заднеприводным и не очень достойно преодолевал бездорожье; Bantam имел недостаточно мощный двигатель, ну а под капотом у «Виллиса» было реализовано слишком уж много сложных и совершенно непрактичных для армейской жизни решений.
Все опытные образцы внешне напоминали помесь машины и квадроцикла, оснащались простейшей трехступенчатой коробкой передач и двигались совсем не быстро. Довольно странным был и руль, на некоторых моделях напоминавший Г-образную рукоятку: это позволяло управлять вездеходом лежа, уклоняясь от ударов противника. Привычная приборная панель отсутствовала в принципе.
В итоге руководитель испытания, а впоследствии выдающийся генерал и президент США Дуайт Эйзенхауэр предложил освоить выпуск армейского внедорожника силами всех компаний.
В 1942-м на заводах Ford началось массовое производство внедорожной модели GPW. Ближайшим родственником и почти полной копией этого автомобиля был Willys MB (на фото выше). Внешность вездехода получилась довольно грубой. Кузов сделали открытым, отсутствовали даже двери; предполагалось, что они мешали бы солдатам немедленно вступать в бой. На случай дождя имелся тент из брезента.
Полноприводный внедорожник был оснащен 60-сильным мотором объемом около двух литров и мог разогнаться до 100 километров в час; фары его при необходимости поворачивались на 180 градусов, а ветровое стекло ложилось на капот.