Режиссер Николай Хомерики о сериале «Чистые», Петербурге, кино и смерти

СНОБРепортаж

«Когда у тебя много детей, остается сильно меньше времени, чтобы думать о смерти». Интервью с режиссером Николаем Хомерики

В новом выпуске «Пленки» Егор Спесивцев поговорил с режиссером Николаем Хомерики о его новом сериале «Чистые», Петербурге, кино и смерти

Беседовал Егор Спесивцев

Это интервью мы записываем в вашей квартире в Петербурге, где вы уже довольно долго живете. Почему вы уехали из Москвы?

Лет десять назад мы с женой как-то устали от Москвы и решили попробовать здесь — всегда мечтали пожить в Петербурге. Сняли квартиру, переехали. Позже оказалось, что это немного не та квартира, которую мы хотели. А когда поняли, какую хотелось бы, уже жили здесь. Хотя даже не думали, что она будет наша. Мы выбрали Васильевский остров, потому что, во-первых, моя жена здесь родилась, а во-вторых, потому что здесь более широкие улицы. Тем более Большой проспект. Здесь больше воздуха, ниже дома, больше неба. Такая, обособленная атмосфера острова. Я отсюда практически не выезжаю. Разве что когда еду в Москву через Московский вокзал.

Я учился в Петербурге и жил неподалеку отсюда — на Среднем проспекте. Каждый раз, когда я оказываюсь на острове, я невольно сверяю себя нынешнего с тем мной, который здесь переживал подростковую растерянность. Тот период меня в значительной степени сформировал. У вас есть такие формирующие воспоминания, к которым вы возвращаетесь, куда-то приезжая? И отслеживаете ли вы, как происходит переоценка ценностей, как вы меняетесь сквозь время?

Ого, какой вопрос. Так как я часто езжу в Москву, я там много брожу по местам, где учился в школе и в институте. И у меня, конечно, сильная ностальгия возникает сразу, тоже попадаю в то время. Вы сказали про переоценку ценностей — когда я в институте учился на экономическом, у меня тема реферата по философии была «Жизнь как переоценка ценностей». Я пытался там еще в юном возрасте написать о том, что мы все время находимся в процессе переоценки. Вот в процессе этой переоценки я и оказался здесь, на Васильевском острове, где мне очень нравится. Здесь, как на даче, люди совсем другие, стремления другие. Я тут знаю каждого продавца в магазине, многих — по имени. Иногда можно даже не заплатить, а сказать «денег не взял». Потому что в Петербурге совсем другие человеческие отношения.

В Москве вам было дискомфортно, потому что обстановка была более светской? Меньше простых людей и больше условной «богемы»?

Мне сложно сказать, что такое богема. Но, если мы говорим о тех людях, которые на последних страницах глянцевых журналов мелькают на фото с вечеринок, то, да, особого стремления там находиться у меня не было и нет. Удивительно, что, когда попадает в руки такой журнал, открываешь его, а там все те же люди практически. Я даже половину из них не знаю, но лица узнаю: вот опять этот, вот опять тот. Здесь, в Петербурге, своя творческая среда. И как-то так получается, что я общаюсь больше с музыкантами, чем с кинематографистами. Не знаю почему.

Николай Хомерики  на съемках сериал «Чистые»
Николай Хомерики на съемках сериал «Чистые». Фото: НМГ студия

В Петербурге довольно мало кинематографистов. Я с ходу могу вспомнить только Алексея Германа, но и он как будто чаще бывает в Москве. А почему вас именно музыканты интересуют — или это случайное совпадение?

Да музыка — это вообще интересно. Это искусство прямого высказывания, когда ты сочиняешь — и оно выходит. Не так, как в кино, где тебе надо сначала сценарий написать, потом деньги получить, собрать операторов, актеров. А потом все отснятое продюсеры могут смонтировать так, что от сценария ничего не останется.

У вас не возникало желания что-нибудь написать? Чтобы без посредников.

Вот буквально первый раз в жизни, неделю назад, мы сняли дачу. Может быть, на даче получится. Но у меня ведь трое детей, кошка, собака, работа. Очень сложно найти время. Я и читаю-то чаще всего в «Сапсане», потому что там находятся эти четыре часа, когда не поработаешь. Но у меня есть мысли, что при более удачной финансовой ситуации можно было бы просто снимать кино малой группой, чтобы отойти от всех этих больших процессов, больше ориентироваться на себя.

Мне кажется, даже малой группой снимать дорого.

Есть питерский режиссер Роман Михайлов, который много фильмов снимает. Сейчас снял очередной фильм в Индии. Он снимает кино независимо, за какие-то свои деньги, и ему никто ничего не говорит про длину фильма и не ставит никаких ограничений. В принципе, я достаточно свободно снимал фильм «Море волнуется раз». Меня, правда, все-таки уговорили его сократить на полчаса, о чем я до сих пор жалею.

А что именно вы вырезали из «Море волнуется раз»?

Там была одна очень важная линия, сейчас будет спойлер. По сюжету есть молодая пара — и та же самая пара, те же люди, но 30 лет спустя. Они там общаются друг с другом, но ни разу не заводят разговор о том, что они — это они. Мы сняли сцену, где это становится очевидно, но мне сказали ее вырезать, потому что все и так понятно. Спустя два года, после просмотра мы с режиссером монтажа Иваном Лебедевым сошлись во мнении, что это было сделано зря и этой сцены очень не хватает.

На съемках сериала «Чистые»
На съемках сериала «Чистые». Фото: НМГ студия

Нет желания выпустить режиссерскую версию?

Я бы очень хотел переработать фильм, но так вышло, что какому-то из исполнительных продюсеров компании понадобился наш жесткий диск и на него записали другой материал. Поэтому у меня нет исходников.

Вы далеко не сразу пришли к тому, чтобы снимать кино — сегодня уже упоминалась учеба на экономическом факультете. Как это случилось?

Во многом благодаря Музею кино и Науму Ихильевичу Клейману. Я не помню точно, как я туда попал. Помню, что стал ходить смотреть фильмы. По два-три фильма в день, переходя из одного зала в другой. Меня это очень затянуло. Года два-три я так ходил, а потом возникло желание самому что-то попробовать, поучиться где-то. И, благодаря тому, что на высшие режиссерские курсы принимали на платной основе, мне удалось поступить. В советское время туда было практически невозможно попасть, был дичайший конкурс. А когда я учился, брали всех, кто хоть что-то соображал и мог заплатить. Так я оказался в мастерской Хотиненко Владимира Ивановича, Павла Константиновича Финна и Владимира Алексеевича Фенченко.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Катерина Мурашова: шанс на счастливую жизнь Катерина Мурашова: шанс на счастливую жизнь

Как справиться с кризисом подросткового возраста? Личная история

СНОБ
Ёкарный бабай, курва и зюзя: что означают эти бранные слова и откуда они взялись Ёкарный бабай, курва и зюзя: что означают эти бранные слова и откуда они взялись

Что такое обсценная лексика?

ТехИнсайдер
Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
Галина Данелия: «Никогда бы не подумала, что пройдут годы, и Данелия станет моим мужем» Галина Данелия: «Никогда бы не подумала, что пройдут годы, и Данелия станет моим мужем»

Москва буквально кипела, когда я выходила замуж за Данелию

Коллекция. Караван историй
«Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты «Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты

Почему мы бессознательно обесцениваем то, что раньше вдохновляло?

Forbes
Сложно перестать критиковать себя? Вот что советуют психологи: облегчите жизнь! Сложно перестать критиковать себя? Вот что советуют психологи: облегчите жизнь!

Что нужно знать, если вы все же решились преодолеть внутреннего критика!

ТехИнсайдер
Так держать! Так держать!

Способы исправления осанки, которые на самом деле только вредят спине

Лиза
Новое исследование подтверждает, что у Бетховена было отравление свинцом, но умер он не от этого Новое исследование подтверждает, что у Бетховена было отравление свинцом, но умер он не от этого

Ученые показали, концентрация свинца в крови Бетховена не могла его убить

ТехИнсайдер
Общее число зверя Общее число зверя

Как народ разом теряет человеческий облик

Weekend
Море без границ Море без границ

Bering Yachts разработала проект моторной суперъяхты Bering B165

Y Magazine
Майк Омер: «Женщины интереснее мужчин» Майк Омер: «Женщины интереснее мужчин»

Майк Омер: откуда он берет сюжеты и есть ли у его героинь черты реальных людей

Maxim
«Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью «Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью

Как перестать угождать всем?

Psychologies
«Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну «Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну

Как и когда открыть семейный секрет? Кому? Всегда ли и всем это знание полезно?

Psychologies
7 лучших ролей Любови Аксеновой 7 лучших ролей Любови Аксеновой

Любовь Аксенова: девушка супергероя, избалованная дочь и сбежавшая невеста

Maxim
50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы 50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы

Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать

Forbes
«Красные гиганты»: как баскетбол становился частью советской культуры и спорта «Красные гиганты»: как баскетбол становился частью советской культуры и спорта

Отрывок из книги «Красные гиганты. История советского баскетбола»

Forbes
Кто я, если не я Кто я, если не я

«Я не киллер»: Ричард Линклейтер о 1990-х и кризисе самоидентификации

Weekend
Двухтактные и четырехтактные мотокосы — в чем между ними разница и какой триммер лучше? Двухтактные и четырехтактные мотокосы — в чем между ними разница и какой триммер лучше?

Какой тип ДВС лучше выбрать для мотокосы

CHIP
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
6 российских сериалов о психологических манипуляциях и абьюзе 6 российских сериалов о психологических манипуляциях и абьюзе

О шести российских сериалах, которые освещают разные проявления абьюза

Psychologies
Как не стать жертвой чистоты? Как не стать жертвой чистоты?

Мало кто догадывается, что средства чистоты могут стать причиной воспаления

Здоровье
Душа — в теле Душа — в теле

Театр Crave — заведение таинственное, притягательное и необычное

Men Today
Чем похожи нарциссы и алкоголики: 11 общих черт Чем похожи нарциссы и алкоголики: 11 общих черт

О том, что общего между алкоголиками и нарциссами

Psychologies
«Страх, любовь и пропаганда» — из истории секты: отрывок из книги социального психолога «Страх, любовь и пропаганда» — из истории секты: отрывок из книги социального психолога

Как лидеры сект управляют массами и почему их влиянию так сложно сопротивляться

СНОБ
Археологи обнаружили древнейшие шлифованные каменные иглы с ушком Археологи обнаружили древнейшие шлифованные каменные иглы с ушком

Артефакты: древние шлифованные каменные иглы с ушком

N+1
«Мы имеем дело с советским конструктом „народного“» «Мы имеем дело с советским конструктом „народного“»

Светлана Адоньева о праздниках и ритуалах, создающих народ

Weekend
4 типа детского темперамента 4 типа детского темперамента

Четыре типа детского темперамента и четыре подхода к общению с детьми

Psychologies
«Хитрости»: сериал о том, как уживаются друг с другом женщины разных поколений «Хитрости»: сериал о том, как уживаются друг с другом женщины разных поколений

«Хитрости»: сериал, рассказывающий о легенде стендапа Деборе Вэнс

Forbes
«Мегалополис»: что Фрэнсис Форд Коппола думает о Римской империи и будущем Америки «Мегалополис»: что Фрэнсис Форд Коппола думает о Римской империи и будущем Америки

«Мегалополис»: каким получился новый фильм классика кинематографа

Forbes
«Ваша участь будет ужасная!» «Ваша участь будет ужасная!»

Кого из декабристов и как решил наказать Николай I?

Дилетант
Открыть в приложении