«Догони цыпленка», неприличный этаж и битва с трамваями: удивительные и смешные факты о конке
На фотографиях старинных городов конка выглядит на редкость солидно – кажется, более респектабельного и чинного вида транспорта не найти. Фотографы умело скрыли от нас, что работа конно-железной дороги на самом деле была полна неуклюжих и комичных моментов.
В самой идее поставить телегу на рельсы нет ничего смешного – наоборот, она очень разумна. Благодаря твердости рельс, трение качения уменьшается во много раз – значит, лошадь сможет сдвинуть с места огромный вес. В Англии это поняли еще в начале XVII века, когда горные компании начали устанавливать угольные вагонетки на деревянные рельсы.
Первая пассажирская конка появилась в американском Балтиморе почти 200 лет назад.
Даже изобретение паровоза, пришедшееся примерно на то же время, не смогло остановить бурное развитие конных трамваев. Паровозы были слишком огнеопасны, чтобы их можно было использовать на городских улицах. Так что конкурентов у лошадей не было, и они продолжали тихо и мирно возить горожан вплоть до начало XX века.
Как работала российская конка
Санкт-Петербург опередил другие города, первым открыв городскую конку в 1863 году. 9 лет спустя его примеру последовала Москва, а к 1890-м движение конно-железной дороги открылось во всех крупных городах Российской империи.
Вот как была устроена, например, московская конка. Для вагонов по улицам прокладывали однопутные рельсы, по ним катились закупленные в Англии вагоны длиной около 8 м и шириной 2 м, вмещавшие до 40 пассажиров – для такого маленького размера очень недурная пассажировместимость. Все благодаря открытому второму этажу, получившему название “империал”.