Он каждого из нас предостерег: не исключено, что вы будете безработными

Караван историйЗнаменитости

Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов»

Беседовала Марина Порк

Фото: «Мосфильм»

«Я уже была довольно взрослая. Когда окончила Высшие режиссерские курсы в 1993-м, кино пребывало в полумертвом состоянии. Владимир Яковлевич Мотыль, который был худруком этих режиссерских курсов, издал документ. Мы должны были его подписать, потому что это же магистратура, второе высшее образование. И я подписала: я, Сторожева Вера Михайловна, в здравом уме и твердой памяти понимаю, что иду учиться профессии в индустрию, которой нет. Он каждого из нас предостерег: не исключено, что вы будете безработными».

— Вера Михайловна, четвертый сезон сериала «Шифр» прошел так же, как и три предыдущих, — с огромным успехом. Об этом свидетельствуют высокие рейтинги. Как вам удалось снять столь успешный проект?

— Недавно мы с мужем Сергеем Поповым, сыгравшим судмедэксперта Петра Натановича, побывали в Минске, и там в камере хранения к нему подошла группа подростков из Бреста. Ребята сказали: «Сергей Сергеевич, мы очень любим «Шифр», Петр Натанович — наш любимый герой, разрешите сфотографироваться». Мне было приятно, что «Шифр» смотрят и полюбили не только взрослые — те, кто помнит прошлое или жил в пятидесятых, — что наше кино интересует и молодых, потому что мы не критикуем, не даем оценку той эпохе, мы стараемся честно и непредвзято воспроизвести время и психологию людей того времени. Тогда даже отношение к детям, к своим обязанностям было совершенно другим. Многие жили по принципу «раньше думай о Родине, а потом о себе». И это было искренне.

Наши героини Ирина, Анна, Соня, Катерина Петровна не совсем правильные женщины в нашем сегодняшнем представлении, они неправильно ведут себя по отношению к семье, детям и из-за этого имеют немало проблем. Наверное, честное отображение эпохи, психологии не только главных героинь, но и второстепенных персонажей, тщательнейшая их разработка и воссоздание эпохи через атмосферу, интерьеры и костюмы, грим — это то, что обеспечило успех нашей работе. Каждый сезон был не легче предыдущего, нельзя было повторяться и в личных историях, и в детективе, для каждого сезона требовался огромный кастинг не только в Москве, но и в городах, где наши героини вели расследование. Например, только для четвертого сезона нам потребовался кастинг на роли 138 персонажей, и это не считая наших основных героев...

Много и тщательно работала не только я, но и авторы сценария, моя постоянная группа, потому что мы очень любим этот проект, любим наших героинь, историю.

Как правило, на других таких длинных проектах от сезона к сезону меняются уж точно режиссеры, авторы сценария, второй состав, в итоге получается очень неровный телепродукт. Мы ушли от подобных проблем, избежали таких недостатков, поскольку основной коллектив работавших над «Шифром» людей не менялся. Мы от сезона к сезону делали какие-то выводы, старались совершенствовать наш процесс, героинь, истории. Наверное, поэтому нам удалось снять успешный проект.

Вера Сторожева на съемках сериала «Шифр 4», 2023—2024 годы. Фото: В. Шилов/предоставлено Первым каналом

— Не секрет, что начинался он с английского сериала, который лег в основу первого сезона. Но в российском варианте много сюжетных линий посвящено личной истории каждой героини. И они работают на успех не меньше, чем детективные хитросплетения! Эти истории затягивают, заставляют еще больше симпатизировать отважным героиням, переживать за них, они находят особенный отклик у женской аудитории. Кстати, и у мужской тоже! Мой муж переживал за Ирину, которую сыграла Марьяна Спивак, постоянно спрашивал, поскольку видел не все серии, развелась она или не развелась. Правда ли, что личные истории были талантливо придуманы и написаны Ольгой Гнедич?

— Ольга Гнедич у нас основной автор, она придумывала и героинь, и личные линии, и детективы. В разных сезонах к ней подключались соавторы, например Дмитрий Гнедич, и авторы некоторых детективов, и редакторская группа была всегда с ней рядом, но все диалоги она писала сама к 64 сериям! Помню, прислала серию ко второму сезону ночью, дописывала текст, пока к ней ехала скорая забрать ее в роддом. В общем, по силе духа наши женщины-создатели не уступают нашим героиням.

По поводу формата нет никакой тайны, и это указано в титрах: мы использовали формат английского телесериала «Код убийства». Но там было всего три и четыре серии, то есть семь, и он как-то не пошел дальше, не получился длинным у англичан. У нас 64 серии, мы пошли своим путем и не стали копировать формат, а создали своих героинь в наших исторических условиях 50-х годов XX века. «Код убийства» не мог полностью соответствовать «Шифру» ни по сюжету, ни по персонажам, ни по разнице жизни в Англии и Советском Союзе в 50-е годы, ни по историям женщин — там все по-другому. Главное, что было взято из сериала «Код убийства», — это четыре героини, у нас они служили в ГРУ, а Главное разведывательное управление — это, как известно, мозг армии. У англичан четыре женщины служили, кажется, в английской разведке. И все они тоже обладали некими уникальными способностями. Вот и все совпадения.

А различий много. Например, наши женщины не могли не работать. Еще не было статьи за тунеядство, она появится в Уголовном кодексе чуть позже, но все равно в 1956 году, с которого начинается действие, разве могла не работать советская женщина? Катерина в исполнении Елены Пановой — это героиня, которая отсидела в лагерях, потому что не секрет, что отдел, который она возглавляла, Хрущев разогнал, там были посадки среди сотрудников. В общем, хоть они и считались мозгом армии, их действительно подбирали за уникальные способности, как для полета в космос, эти женщины не были одарены ни особым вниманием, ни льготами, говоря современным языком, ни каким-то положением в обществе. Их просто уволили, выгнали, и каждая выживала как могла.

Да, действительно, у нас тоже четыре героини, которые служили в некоем секретном учреждении страны. Но на этом сходство с форматом заканчивается, у них настолько разные судьбы, что мы, в общем-то, уже забыли, что стало отправной точкой.

Вера Сторожева на съемках фильма «Сдается дом со всеми неудобствами», 2016 год. Фото: «Мосфильм»

— «Шифр» прибавил актрисам, сыгравшим главные роли, популярности. Да, известна была Елена Панова, которая до этого снималась у вашего учителя Александра Митты. А у Марьяны Спивак, Яны Дюбуи ролей такого уровня не припомню, как и у Екатерины Вилковой, хотя она снимается много. Как проходил кастинг, кого вы искали?

— Соглашусь, мне кажется, у Вилковой, невзирая на ее известность как актрисы, такой глубокой роли не было.

Конечно, мы искали соответствия образам. Одна умная, взрослая, это то, что сыграла Елена Панова, по сюжету бывший начальник отдела, ставшая лидером этой группы. Затем красивая блондинка, ее сыграла Вилкова, это героиня, которая умеет анализировать и считывать сиюминутную ситуацию. Марьяна Спивак сыграла женщину с математическими способностями, которая все выверяет математикой, формулами и графиками. И младший член нашей четверки — это Соня с уникальной памятью, еврейка, которая пережила холокост, все ее родственники были уничтожены фашистами.

Мы искали актрис, которые выглядели бы по-разному, чтобы зрители не путались. Сейчас смешно об этом говорить, потому что каждая героиня получилась со своим лицом, но всегда в основе всего лежат практические вещи. Кастинг продолжался довольно долго, в течение полугода. Но мы не смотрели много актрис, мы выбирали точечно. Пробы проходили в гриме, костюме, одновременно шла работа над сценарием, мы его корректировали под актрис, выписывали образы. Сценарист Ольга Гнедич (начинала она как Попова, потом вышла замуж, сменила фамилию) тоже обладает уникальными способностями. Ей было 29 лет, когда мы начали писать, но она как будто жила в ту эпоху, каким-то нездешним опытом считала все речевые характеристики. Очень точно выписывала образы героев того времени, совершенно других людей — с иным словарным запасом, представлениями о жизни, ценностями.

Когда во время кастингов мы раздавали актерам отрывки из сценария, многие отмечали, что у Ольги получились потрясающие диалоги, очень драматургичные и самоигральные. Там не спутаешь персонажей. Беда, когда герои говорят одним языком, языком автора, невзирая на профессии, возраст и эпоху.

Первый канал дал нам карт-бланш, не было никакого диктата, мы предлагали актеров, они в основном соглашались или высказывали свое мнение. Когда съемки уже должны были начаться, меня стали одолевать ужасные сомнения по поводу двух актрис. Вроде бы мы их утвердили, канал подтвердил, что все хорошо. Но я все же настояла на замене, в итоге у нас сложился прекрасный квартет из четырех героинь.

Надо сказать, что Яна Дюбуи у меня пробовалась, потом я ее потеряла. Яна была актрисой МХТ, помню ее еще со студенческих лет. Пока мы собирались снимать, она вышла замуж за итальянца, бросила актерскую профессию, уехала жить в Италию, сменила фамилию Осипова на Дюбуи. Я ей позвонила, сообщила: «Яночка, мы тебя утвердили». Она буквально ошарашила: «А я же бросила актерскую профессию. Только что вышла от доктора, я беременна». Я настояла: «Ну и что, мы будем тебя беречь». И Яна стала сниматься, а мы ее берегли в течение полугода. А до начала съемок еще репетировали, костюмы ей шили. Она все время повторяла: «Не волнуйтесь, беременность — это не болезнь». Стойко все выдержала.

Мы не ожидали, что будет второй сезон. Я уже подрядилась в другой проект, но все решилось быстро, мы погрузились в работу над следующим сезоном. Яна, благополучно родив ребенка, забеременела снова. И Ольга, которая писала сценарий полностью сама, придумала, что мы отдадим Соню замуж и она забеременеет, потому что актрисе невозможно уже было скрывать живот. Яночка снималась, дотянула почти до родов, уехала и родила второго ребеночка. Вот такая история.

А что касается Марьяны Спивак, перед «Шифром» она снялась у Андрея Звягинцева в «Нелюбви». Стала известна ценителям авторского фестивального кино, мы ее там увидели. Работой Марьяны все остались очень довольны.

Яна Дюбуи, Олег Гаас, Сергей Пускепалис, Вера Сторожева, Марьяна Спивак и Елена Панова на съемках сериала «Шифр», 2019 год. Фото: А. Джус/из архива В. Сторожевой

— Вера, все-таки четыре актрисы на площадке, четыре амбициозные личности рождают взрывоопасную ситуацию. Как складывалось их партнерство? Возникали ли конфликтные ситуации, нездоровая конкуренция?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
Волка боги кормят Волка боги кормят

Один из самых древних сюжетов – сказки об оборотнях

Правила жизни
Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло» Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло»

«Говорю себе всегда так: что Бог ни делает, все к лучшему»

Коллекция. Караван историй
Как сохранить уровень сахара в норме: 7 добрых советов Как сохранить уровень сахара в норме: 7 добрых советов

Простые рекомендации, которые помогут поддерживать оптимальный уровень сахара

ТехИнсайдер
Анна Большова: Анна Большова:

У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай

Коллекция. Караван историй
Ближний Восток: время прагматиков Ближний Восток: время прагматиков

О будущем Сирии, судьбе Ирана, мотивации аравийских монархий

Монокль
Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю» Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю»

На самом деле совершенно невозможно перечислить все сделанное Сергеем Юрским

Коллекция. Караван историй
Это что такое? Это что такое?

Частые причины, почему мужчины дарят не те подарки

Добрые советы
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов! Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов!

Анаморфные объективы — это техника, которая преобразила язык кинематографа

ТехИнсайдер
Время чудес Время чудес

Молодые актеры о веселых и трогательных воспоминаниях нового года

Grazia
Like, подписка, миллион: топ-10 YouTube-каналов для предпринимательского вдохновения и саморазвития Like, подписка, миллион: топ-10 YouTube-каналов для предпринимательского вдохновения и саморазвития

YouTube-каналы для тех, кто хочет начать путь в предпринимательстве

Inc.
Как работают слабослышащие таксисты: интервью Как работают слабослышащие таксисты: интервью

Слабослышащий водитель такси — о самых любимых пассажирах и безбилетниках

Maxim
Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку

Провал Пумы: вышедший в новой обуви на поле Кукурелья дважды поскользнулся

Forbes
Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком

Почему женщины после рождения ребенка никогда не чувствуют себя счастливыми?

Psychologies
Нерентабельный перелет Нерентабельный перелет

Почему одни дрозды улетают, а другие остаются? Результаты исследования ученых

Знание – сила
Уйти из искусства ради искусства Уйти из искусства ради искусства

Как группа OHO сошла с художественной сцены в зените славы

Weekend
Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна

Как и с чего начиналась «пароходная лихорадка»?

Наука и техника
Игра на повышение Игра на повышение

У Софьи Шидловской два события в декабре – премьера «Чайки» и «Первый номер»

Grazia
Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания

Как связаны употребление качественной пищи и хронические боли?

ТехИнсайдер
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
Скорость без звука Скорость без звука

Как устроены электрические байки Ducati V21L

ТехИнсайдер
Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза

Прежде чем стать дедушкой в красной шубе, Дед Мороз проделал долгий путь

Правила жизни
Роботы захватывают океан Роботы захватывают океан

На что способен гибридный флот Америки

Обозрение армии и флота
«Только любящий взгляд способен разглядеть в тебе сокровище»: о чем фильм «Филателия» «Только любящий взгляд способен разглядеть в тебе сокровище»: о чем фильм «Филателия»

«Филателия»: история двух людей, которых вопреки всему свела судьба

Psychologies
Юра, мы все развенчали Юра, мы все развенчали

«Мифология советского космоса»: деконструкция космического нарратива

Weekend
Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить? Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить?

Как правильно составить рацион для своего домашнего тигра?

ТехИнсайдер
Покупай, подорожало Покупай, подорожало

Российский авторынок идет на рекорд

Деньги
О науках естественных и не очень О науках естественных и не очень

Как выбраться из болота экономической неопределенности

Деньги
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
Открыть в приложении