«Голос поэта»
Сейчас время, когда мы смотрим вглубь своей истории, выделяем свою аутентику и вычисляем свой культурный код как будто бы заново. Проект «Голос Поэта» Александра Степанова (ST) призван напомнить новому поколению про русских классиков и рассказать про современных авторов через песни в исполнении известных артистов. Мы поговорили с Сашей о проекте и дополнили материал его произведениями прямо «как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах»
Саша, расскажи, кому принадлежит идея проекта «Голос поэта»?
Идея принадлежит Лине Михайловне Арифулиной — она продюсер проекта. Позвонила мне с предложением стать художественным руководителем, сказав, что видит в этой роли именно меня с ней в соавторстве в организационных моментах.
Как думаешь, почему она выбрала именно тебя?
Наверное, потому что поэзия всегда тесно связана с моим творчеством. У меня есть поэтический проект «СУПЕРСТИХИ», призванный помогать молодым начинающим поэтам, давать им сцену. Я сам пишу, у меня есть сборник стихов. Часто посвящаю стихи своей жене и просто пишу на разные темы и выкладываю в социальные сети. Плюс у меня есть связь со всеми поколениями артистов, от Михаила Шуфутинского, Михаила Маргулиса и Ларисы Александровны Долиной до NILETTO, Mary Gu и совсем молодых типа Ани Покров.
В чем заключалась роль художественного руководителя?
Увидеть, в чьем прочтении то или иное стихотворение приобретет необходимый результат. Я уже на момент приглашения артистов в проект сразу знал, кому и какое стихотворение дать. И в работе над проектом я двигался исходя из своего видения, своего ощущения того или иного артиста. Только Андрей Звонкий — единственный, кто сам выбрал произведение и предложил свой вариант прочтения стихотворения «Апельсиновые стихи».
Для тебя участие в проекте было в первую очередь для чего? Ты хотел проявить поэтов, чтобы их не забывали, или все-таки привлечь внимание аудитории к тому, что текст в песне — это важная составляющая и она должна нести смысл?
Для меня этот проект — возможность творчески реализовать, через других артистов в том числе, те вещи, которые я сам не могу сделать ввиду своих вокальных данных. Поскольку нельзя объять необъятное. Тут мне интересно бросить себе очередной вызов и проявить себя в новой для меня роли — художественного руководителя проекта. И заняться тем, чем я еще никогда не занимался. Продвижение и популяризация поэзии меня всегда интересовали, а тут получается еще и возможность дать вторую жизнь стихам и рассказать, что у нас в России есть большое количество потрясающих поэтов, а не только Есенин, Маяковский и Пушкин.
В проекте к каким авторам ты обращался?
Я рассматривал и современников наших, и поэтов Серебряного века. Пушкин и Лермонтов тоже есть. (Улыбается.)
Артисты не добавляли в песни свой текст? Они же все пишущие.
Как и у ребят, которые переосмысливали стихотворения, добавляя в них свои куплеты или какие-то строчки, так и у тех, кто полностью использовал в произведении стих того или иного поэта, — у всех получилось привнести «голос времени», тем самым делая произведение актуальным. Вот, например, это мой фаворит Даня (NILETTO) — он исполнил песню на стихотворение Роберта Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее», которое уже один раз имело музыкальное оформление, но именно сейчас, как мне кажется, Даня дал ему актуальное прочтение. МОСЯ прекрасно «Парус» Лермонтова сделал. Я сам, как только мне предложили делать этот проект, решил, что мое произведение будет на стихи Владимира Орлова «Родное», и захотел сделать совместную песню с Сергеем Бобунцом (лидер группы «Смысловые галлюцинации»).