Слава не подталкивал к решению быть с ним, приняла его я сама

Караван историйРепортаж

Татьяна Виноградова-Шалевич: Жена артиста

Беседовала Виктория Катаева

Фото: Павел Щелканцев

Слава не подталкивал к решению быть с ним, приняла его я сама, поняв, что... да, влюбилась. И сразу все стало очень просто: пусть хоть год, но буду счастлива с человеком, в котором увидела родную душу. Счастья хватило на восемь лет. Потом Вячеслав Анатольевич начал болеть — и это уже совсем другая история. Но я ни разу не пожалела, что связала с ним судьбу.

«Пожалуй, я на вас женюсь», — решительно заявил мне Вячеслав Анатольевич. Вокруг рассмеялись: всем было понятно, что это шутка. Мы тогда только познакомились — на дне рождения актера Театра имени Вахтангова Михаила Ивановича Воронцова. Они с Шалевичем были партнерами по театру, друзьями и соавторами: вместе писали инсценировки для спектаклей. Моя мама Вера Ивановна Букунова, врач, в шестидесятые годы лечила маму Михаила Ивановича и с тех пор поддерживала приятельские отношения с семьей Воронцова. В тот вечер и меня пригласили в гости.

С Михаилом Ивановичем Воронцовым. Фото: из архива Т. Виноградовой-Шалевич

Конечно, Вячеслав Анатольевич тогда и не думал на мне жениться, просто привычно шутил за столом, в том числе в мой адрес, узнав, что я в разводе. Услышав, что воспитываю четырехлетнюю Лизу и шестилетнего Олега, народный артист улыбнулся: «Двоих детей, пожалуй, не потяну». На самом деле личных планов на мой счет он не имел. Знакомство было приятным, но я о нем и думать забыла, когда спустя пару месяцев Вячеслав Анатольевич разыскал мой телефон и позвонил: «Танечка, приглашаю на свой спектакль. Билеты будут ждать на служебном входе». Позже он признавался, что сам не понял, почему набрал номер.

Ко времени встречи со Славой я была в разводе и воспитывала двоих детей — четырехлетнюю Лизу и шестилетнего Олега. Фото: из архива Т. Виноградовой-Шалевич

Было это в 1998 году. Сходила на спектакль «Будьте здоровы». Никогда не была заядлой театралкой. Задолго до нашей встречи посмотрела «Коварство, деньги и любовь» по рассказам Михаила Зощенко и «Три возраста Казановы» по пьесам Марины Цветаевой, где Вячеслав Анатольевич играл роль старого ловеласа.

Признаюсь, что и поклонницей Шалевича-киноартиста тоже не была. Хотя, безусловно, любила фильмы, где он играл: и «Три тополя на Плющихе», и «Семнадцать мгновений весны», а больше всего — «Красную площадь» 1970 года, где у Славы очень фактурная роль белого офицера, который перешел на сторону красных. До середины девяностых картину показывали по телевизору не реже, чем легендарных «Офицеров». Но в ней много говорится о Ленине, и сейчас эта лента почти забыта.

После первого приглашения в театр последовали другие. Цветы Шалевич дарил нечасто, подарками не заваливал. В нашей ситуации это выглядело бы сомнительно, будто опытный мужчина пытается купить расположение молодой женщины. Мы гуляли после спектаклей, иногда до полуночи. Разговаривали. Солировал, конечно, Вячеслав Анатольевич — любил поразмышлять о театре, жизни... Стали появляться вместе в актерских компаниях. Самый сложный вопрос — почему люди оказываются вместе? Есть такое понятие — «химия отношений».

В компании однокашников по Щукинскому училищу. По его окончании, в 1958 году, Вячеслав Анатольевич был принят в труппу Театра имени Вахтангова, где прослужил всю жизнь. Фото: из архива Т. Виноградовой-Шалевич

— Мама одобряла ваше общение?

— Она выступила категорически против, пилила меня страшно. Хотя в отличие от меня любила Шалевича-артиста. Но одно дело — боготворить кумира издалека и совсем другое — видеть его рядом со своей дочерью. Мне было двадцать девять, Вячеславу Анатольевичу — шестьдесят четыре. Такая разница в возрасте — не шутка. Мама звонила Воронцову и выговаривала: «Объясни уже им обоим, что они должны расстаться!» Я молчала — маме перечить не привыкла. Не скрою, у самой порой закрадывались сомнения: что нас ждет? У меня за плечами — несложившийся брак, двое детей. После развода бывший муж эмигрировал и практически не общался с Лизой и Олегом. Как дети воспримут, если в жизни их мамы появится мужчина? Вопросов у меня было много.

Поначалу маму смущала наша со Славой разница в возрасте. Но на свадьбу она подарила мне семейную реликвию — бабушкино кольцо: в предыдущее замужество я этой чести не удостоилась.
Фото: из архива Т. Виноградовой-Шалевич

Слава не подталкивал к решению быть с ним, приняла его я сама, поняв, что... да, влюбилась. И сразу все стало очень просто: пусть хоть год, но буду счастлива с человеком, в котором увидела родную душу. Счастья хватило на восемь лет. Потом Вячеслав Анатольевич начал болеть — и это уже совсем другая история. Но я ни разу не пожалела, что связала с ним судьбу.

К началу наших отношений народный артист выглядел так же, как персонаж фильма «Любовь немолодого человека». Кто видел, тот поймет: когда перед тобой умный, самодостаточный, талантливый мужчина с прекрасным чувством юмора, возраст отходит на второй план. Подруги, предостерегавшие: «Зачем тебе старик?», — едва познакомившись с этим «стариком», о возрасте больше не заикались. Жизненная энергия била через край! Он лихо водил машину — уши закладывало. Но ездил так уверенно, что было не страшно. Как выяснилось позже, Слава обожал аквапарки: мы отправлялись туда чуть ли не каждые выходные. Причем выбирал самые крутые горки: «Танюш, еще вон с той горочки прокачусь? Не ругайся, я быстро», — говорил он с сияющими от восторга глазами.

Фотограф Валерий Плотников

Едва стали встречаться, начались звонки: «Кто ты такая? Зачем вцепилась в артиста? На квартиру заришься или на его славу?» Переживала, поначалу даже пыталась оправдываться. Я — коренная москвичка, папа был инженером, мама — врач. Сама по образованию акушер-гинеколог, работаю в поликлинике. Живу в собственной трехкомнатной квартире, есть машина и дача — наше семейное «родовое гнездо». Никакой корысти в том, что встречаюсь с народным артистом, у меня нет. Сам Вячеслав Анатольевич на разговоры за спиной внимания не обращал, отмахивался: «Ерунда, поговорят и забудут». Но я все равно переживала. Ведь у Шалевича действительно было полно поклонниц. Помню восемнадцатилетнюю, которая после каждого спектакля ждала его у служебного входа с бордовой розой — одной-единственной. Мы уже жили вместе, и я сильно расстраивалась, когда он возвращался из театра с этим цветком. Даже выговаривала:

— Почему нельзя оставить в гримерной, чего эта девица от тебя хочет?

А Слава улыбался:

— Что кипятишься? Я же с тобой!

По-моему, ему даже нравилось, что ревную.

— Как развивались отношения?

— С 1957 года Шалевич играл в Театре имени Вахтангова. А незадолго до нашего знакомства возглавил Театр имени Рубена Симонова, сменив на посту худрука Юрия Васильевича Яковлева. Театр этот создал Евгений Рубенович Симонов и назвал именем отца, который в течение почти тридцати лет занимал должность главного режиссера. Вячеслав Анатольевич по праву считал Рубена Николаевича своим учителем и чтил его память.

Рубена Симонова Вячеслав Анатольевич считал своим учителем. Незадолго до нашего знакомства Шалевич возглавил театр его имени, который создал Евгений Рубенович, сын режиссера. Фото: В. Мастюков/ТАСС

Помню, в департаменте культуры Славе настойчиво рекомендовали взять в труппу новых артистов с громкими именами. Как говорится, влить свежей крови. Но для этого требовалось уволить кого-то из актеров театра. Отказался наотрез: «В труппе — ученики самого Евгения Рубеновича! Пусть все останется как при создателе!»

Так вот, Театр Симонова должен был ехать на фестиваль в Авиньон. Меня тоже пригласили. Кроме Авиньона в планах были Ницца, Канны и Париж — это Слава придумал. Он впервые посетил французскую столицу в 1961 году, потом еще несколько раз, знал этот город и любил. Мы забронировали гостиницу, купили билеты на поезд и два дня провели в Париже. Это было великолепно. После возвращения Слава сказал мне: «С тобой можно жить».

По возвращении в Москву выстроился совсем иной график жизни. Ночевала я у Славы (за детьми в мое отсутствие присматривала мама), по утрам заезжала домой, отвозила их в школу и детский сад, затем мчалась на работу. После работы отводила сына в секцию карате, а дочь на танцы, забирала, кормила ужином, укладывала спать — и уезжала к Вячеславу Анатольевичу. Где-то через полгода такой сумасшедшей жизни он предложил поселиться вместе. С детьми перебрались на Арбат — без воздуха улицы своего детства Слава не мог.

Не могу сказать, что он меня излишне опекал, как часто случается у пар с большой разницей в возрасте. Наоборот, порой я даже ощущала себя старше, поскольку по характеру «мама» — мне необходимо всех накормить, обиходить. По вечерам Славу всегда ждал горячий ужин. Мы подолгу разговаривали, иногда до пяти утра. А мне к девяти — на работу в поликлинику. Конечно, не высыпалась. Но ночные беседы были настолько задушевными, ни на что бы их не променяла.

Официально мы оформили отношения тридцать первого января 2001 года. Свадьбу сыграли скромную, из гостей — мои дети и мама, которая уже смирилась, более того, полюбила зятя, называла его «трудягой». В ее устах это звучало высшей похвалой. На свадьбу она подарила мне семейную реликвию — бабушкино кольцо: в предыдущее замужество я этой чести не удостоилась. А вот Слава, кстати, колец не признавал. Носил после венчания только дня два, потом положил дома на полочку: «Артисты колец не носят. Далеко не все герои женаты, а постоянно снимать-надевать — может потеряться».

— О прежней личной жизни он вспоминал? Ведь позади были три брака и громкие романы, как например с Валентиной Титовой, которая оставила Шалевича, заставив сильно страдать.

— Вячеслав Анатольевич вечером как увидит по телевизору знакомое лицо, начинает вспоминать вслух. Никакого смущения передо мной не испытывал, я для него стала «своим парнем», которому не зазорно открыться. Даже гордился былыми победами: тот еще донжуан! Но к каждой женщине из прошлого относился с теплотой и уважением.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дом архитектора Дом архитектора

Линии судьбы наших героев пересеклись с линиями Васильевского острова

Seasons of life
Остров невезения в океане есть... Остров невезения в океане есть...

Изгнание Наполеона и его смерть превратились в отдельный драматический сюжет

Дилетант
Внутренний писатель Саши Денисовой Внутренний писатель Саши Денисовой

Как из наблюдений и книг по истории сконструировать современный театр.

Русский репортер
Nissan Juke Nissan Juke

Кроссовер по надежности оказался твердым хорошистом.

АвтоМир
Из Сиби­ри с любовью Из Сиби­ри с любовью

Шестнадцатилетняя Крис Грикай­те из Омска открывает шоу Prada.

Vogue
Как остановить живодерство Как остановить живодерство

Владимир Панов: «Я не защитник животных»

Русский репортер
15 мыслей Ридли Скотта 15 мыслей Ридли Скотта

Чужие здесь не ходят.

GQ
Выйти из тени Выйти из тени

Ирина Безрукова: о том, как ей удается жить в состоянии постоянной конкуренции.

Добрые советы
Ирина Хонда: Мы с Витей опытные гонщики Ирина Хонда: Мы с Витей опытные гонщики

Ирина Хонда — о том, как стала пятой женой Проскурина

Караван историй
Константин Крюков: «Кто в семье главный, не узнаешь никогда» Константин Крюков: «Кто в семье главный, не узнаешь никогда»

Интервью с исполнителем главной роли в комедии «Спасти Пушкина»

Лиза
Наталия Гулькина: «Меня бережет ангел-хранитель» Наталия Гулькина: «Меня бережет ангел-хранитель»

Интервью с певицей Наталией Гулькиной

Лиза
Второй Рим Второй Рим

В экономике России можно найти немало сходства с хозяйством Древнего Рима

Forbes
BMW M2 против Ford Focus RS BMW M2 против Ford Focus RS

Мехатроника, способная подарить несравненное удовольствие от вождения

Quattroruote
Дело табак Дело табак

Судебные дела XVII века привлекают внимание схожестью с нынешними реалиями

Дилетант
MсLaren 570S MсLaren 570S

Гимн легкости, который превращает каждый поворот в удовольствие

Quattroruote
Выбор вуза: кем быть? Выбор вуза: кем быть?

Как помочь ребенку определиться с будущей профессией?

Лиза
Ольга Шелест: В воспитании самое главное – не перегнуть палку Ольга Шелест: В воспитании самое главное – не перегнуть палку

30 марта на Канале Disney стартовал новый сезон шоу «Это моя комната!». Ведущей стала Ольга Шелест

Лиза
“Обрести связь с реальностью и понять, в чем наш интерес” “Обрести связь с реальностью и понять, в чем наш интерес”

Пробуем посмотреть на социальную жизнь глазами политолога Екатерины Шульман

Psychologies
Американская мечта Американская мечта

Партнерство с Nike помогло Георгию Генсу заработать 4 млрд рублей за год

Forbes
Малыш, ты меня волнуешь Малыш, ты меня волнуешь

Фигуристка Евгения Медведева — о победах и пьедесталах.

Tatler
Пейзаж с чашкой кофе, или из чего состоит Орхан Памук Пейзаж с чашкой кофе, или из чего состоит Орхан Памук

Интервью с Орханом Памуком.

СНОБ
Пенн-клуб Пенн-клуб

Молодой актер Хоппер Пенн мечтает стать звездой комедий.

Vogue
Роберт Бинет. Превращая Орфея в Эвридику Роберт Бинет. Превращая Орфея в Эвридику

Очерк о хореографе Роберте Бинете

СНОБ
Развести Нигерию Развести Нигерию

Что Сергей Мавроди забыл в Нигерии.

GQ
Audi A5 Sportback Audi A5 Sportback

Рецепт прежний: смешать купеобразный силуэт с практичностью пятидверки

Quattroruote
Фредерик Бегбедер: «Я написал, что любовь длится три года. А потом опроверг себя» Фредерик Бегбедер: «Я написал, что любовь длится три года. А потом опроверг себя»

Ему 51, и вся его жизнь – предмет зависти мужчин. Сплошные вечеринки и красивые женщины, которые его обожают, карьера успешного писателя, третий брак с красавицей моделью, жизнь между Парижем и Страной Басков. Недавно Фредерик Бегбедер второй раз стал отцом. Можно подумать, что писатель наконец остепенился? Не все так просто…

Psychologies
Косплей для науки Косплей для науки

Студентка МГУ разработала костюм-нейроинтерфейс для медицины и виртуальных игр

РБК
Леген­ды Кавказа Леген­ды Кавказа

Айшат Кады­ро­ва - умница, скромница, дизайнер и просто дочь главы Чечни.

Tatler
Зиявудин Магомедов: «Никуда мы не уйдем от нашего проклятия, везде труба» Зиявудин Магомедов: «Никуда мы не уйдем от нашего проклятия, везде труба»

Интервью с Зиявудином Магомедовым о инновациях и технологиях

Forbes
Мясорубка для чайников Мясорубка для чайников

Как выжить на войне, в плену и в тюрьме

Maxim
Открыть в приложении