Немоляевы и Лазаревы: вся семья — как целая киностудия

Караван историйЗнаменитости

Немоляевы и Лазаревы

Если сложить семью Лазаревых и Немоляевых, могла бы получиться целая киностудия. Режиссеры, актеры, кинооператоры, звукооператоры, художники, продюсеры и сценаристы — там представлены все. Причем лучшие из лучших.

Наталья Николайчик

Фото: Gnevashev Igor/East News

Александр Лазарев:  «Я увидел спектакль «Бег», где играли мои родители, и в один момент понял, что хочу стать артистом»

— Александр, вы представляете сразу две серьезные творческие династии Лазаревых и Немоляевых. Если бы у вас был герб, что бы там изобразили?

— А у нас есть герб! Два скрещенных меча на оранжевом щите и синем фоне. В мамином роду были предки с фамилией Мандрыка. Изучая эту линию, историки углубились до XVI века и нашли, что у местечка Кобыжчи, принадлежавшего нашему роду, такой герб. Мне повезло, я попал в Историческую библиотеку и держал в руках книгу «История Черниговского дворянства» с упоминанием фамилии Мандрыка. У меня дома хранится целое исследование, посвященное нашей семье. Началось все с некоего Андрея, который был казаком на Черниговщине. Его правнук первым получил дворянство. Он служил лесничим в Беловежской пуще. Согласно легенде, на короля Владислава IV на охоте напал медведь. Никита Алексеевич медведя убил, потом пригласил короля в дом и угостил плюшками, которые назывались мандрыки. За это правитель дал ему фамилию Мандрыка, наградил графским достоинством и поместьем в Черниговской губернии — местечком Кобыжчи.

Со стороны маминой мамы все родные — генералы, усачи-бородачи в аксельбантах, с медалями. Как-то я поехал с сыном Сережей в музей Бородино, там на столе у экскурсовода увидел фотокопию портрета с подписью: «Николай Яковлевич Мандрыка, 1812 год». Это родной брат моего прапрадеда Андрея Яковлевича, который воевал рядом с Багратионом. Ядром ему оторвало ногу, но прапрадед выжил. Мало того, он еще активно существовал и был генерал-губернатором Полтавской губернии. А Николай Мандрыка, который изображен на портрете, являлся генерал-лейтенантом, командовал лейб-гвардии Гусарским полком, хулиган был страшнейший — про него мне рассказывали массу пикантных историй наподобие анекдотов про поручика Ржевского.

Александр Лазарев и Светлана Немоляева в спектакле «Дети Ванюшина», Театр имени Маяковского, 1969 год. Фото: пресс-служба Московского академического театра им. Вл. Маяковского

— В одном интервью вы говорили, что любовь сносила голову многим в вашем роду.

— Это так. Например, один из моих предков, барон Неелов, камергер царского двора, ушел от жены, потому что до умопомрачения влюбился в знаменитую таборную цыганку, которая пела при дворе. С нее даже Лев Толстой писал образ Машеньки в «Живом трупе». Она была невероятно хороша собой, и барон решил на ней жениться. Чтобы просить об этом, он прибыл во дворец к Николаю II. Но тот пришел в ярость, сорвал с барона эполеты, лишил его дворянства и сломал шпагу над головой, сказав: «Все! Ступай к своей цыганке!» И выслал с любимой в Ярославскую губернию, где у Неелова была усадьба. Там у них родился сын, которого назвали Львом. Он учился у Аполлинария Васнецова и стал художником. Умер совсем молодым от скоротечной чахотки.

А еще из уст своей бабушки Валентины Львовны я слышал семейную легенду, как во время революции в 1917 году к ним пришел раненый брат или племянник, сунул чемодан и сказал: «Это нужно сохранить до утра, только не открывать!» Естественно, просьбу его не выполнили. В чемодане лежала царская горностаевая мантия. Для семьи это была угроза. Утром он забрал эту царскую мантию и куда-то скрылся. Так рассказывала бабушка. Но она иногда очень сильно преувеличивала: живя на четвертом этаже всю жизнь, говорила, что живет на шестом. Ее даже звали «Бабушка шестой этаж».

Полина Лазарева, Александр Лазарев и Светлана Немоляева, 2024 год. Фото: Андрей Федечко

— Бабушка ведь была одним из первых кинематографистов в семье.

— Да, она была человеком творческим, звукорежиссером. Работала с Эйзенштейном и великим оператором Тиссэ, с Пудовкиным и многими выдающимися современниками. И дед Владимир Викторович Немоляев, ее супруг, был режиссером. Снимал самые разные, милые и светлые картины. Среди которых «Доктор Айболит», «Счастливый рейс» («Машина 22-12») и другие. Кстати, «Счастливый рейс» сейчас в золотом фонде Госфильмофонда.

Бабушка с дедом были абсолютно не бытовые люди. Готовка, уборка, покупки — это не про них. Они были полностью погружены в кинематограф. Когда мама изредка спрашивала моего деда: «Папа, у меня спектакль. Можешь с моим сыном Шуриком посидеть?», он отвечал: «Сейчас, Светочка, посмотрим, что у нас в Доме кино».

А вот папины родители иногда приезжали помочь со мной из Ленинграда. И я туда приезжал. Дедушка Сергей Николаевич Лазарев был художником, учился у самого Филонова. Как-то он со своим учителем поссорился, заявив, что не любит пуантилизм и сможет картину в таком стиле, как пишет Филонов, написать за три дня. Учитель вспылил и выгнал ученика. Дед же был упорен, нарисовал потрясающую картину буквально точечками в технике паунтилизма, но, конечно, не за три дня, а за три месяца. Больше он в такой манере не работал. Эту замечательную работу и другие его полотна мы выставили в Центральном доме художника в 2014 году, когда организовывали выставку деда на Крымском Валу. Всего там были представлены 62 работы. Среди них много портретов.

Валентина Львовна Ладыгина с дочерью Светланой Немоляевой, 1937 год. Фото: Vostock Photo

— Интересно, вас он рисовал?

— Несколько раз — совсем маленького, а еще в пять и 14 лет. Подростком я страшно мучился, рвался на рыбалку и на футбол, а дед говорил: «Ну посиди, пожалуйста, чуть-чуть». Он так заводился, когда писал! То скрывался за портретом, то потом выныривал, безумно смотрел на меня, как Дали, потом снова нырял за мольберт и рисовал. Помню его огромные безумные глаза. У отца иногда тоже были такие.

— И у вас такие бывают.

— И у меня тоже. Лазаревские глаза.

— Ваш отец родился в Ленинграде, что рассказывал о той жизни?

— Почти ничего. Он пережил блокаду, эвакуацию, вернулся, доучился в школе и в 16 лет уже жил в Москве. Обожал ее и никогда не хотел вернуться в родной город. Отец был очень спортивным, играл в баскетбол за ленинградское «Динамо». Про это он говорил. Но долгие годы я вообще не знал, что, кроме того, он был яхтсменом. Сколько его помню, к лодкам интереса не проявлял. Но, оказывается, в юности гонял на яхте по Неве под парусом. А узнал я об этом, можно сказать, случайно. Друг подарил мне большую военную резиновую лодку, в днище которой по центру можно было вставить весло и на него надеть парус. К этому всему прилагалась куча веревок. Помню, я сидел на даче перед домом, надул эту лодку и мучительно пытался сообразить, куда деть эти веревки и как надеть этот парус. На улицу вышел отец, как-то лениво сказал: «Ну это туда, это сюда, а это сюда вяжи». Я удивился: «А ты откуда знаешь?» — «Да я занимался... Мы под парусом ходили еще до Москвы, до института. Я в 16 уехал и уже не помню ничего». Мне кажется, все дело в том, что он пережил страшную блокаду, и организм психологически закрывал воспоминания об этом городе. Он забыл и плохое, и хорошее, в том числе и ленинградские увлечения.

Владимир Викторович Немоляев, отец Светланы Немоляевой. Фото: из архива семьи Лазаревых

— Какой была ваша жизнь в актерской семье? Это же особая атмосфера?

— Даже и не знаю, что вам ответить. Конечно, очень приятно и радостно, когда приходят гости и среди них Андрей Миронов. И он заходит ночью в комнату и говорит: «Давай спи, хватит уже тут буянить». Вот это впечатление! Наша квартира находилась напротив старого Дома актера, ресторан там закрывался в полночь, и все шумные веселые компании перемещались к нам. В большинстве своем гостями были люди выдающиеся, это я сейчас понимаю. Но также понимаю, что это обычные люди со своими проблемами, бытовыми сложностями, покупками, салфетками и носовыми платками. Просто они занимаются другой профессией, вот и все. Больше стихов читают и фантазируют, учат тексты для сцены или съемок, от реальности отрываются чаще. Но все равно реальность потом возвращает их в жизнь.

Николай Яковлевич Мандрыка, командир лейб-гвардии Гусарского полка, герой Отечественной войны 1812 года. Фото: Rustock/Vostock Photo

— Когда вы поняли, что хотите быть артистом, а не, допустим, геологом или биологом?

— Это папа мечтал, чтобы я стал геологом, историком, археологом. Но рядом были театр, костюмы, гримерка, где я делал уроки, реквизиторский цех — любимое место. Так живут практически все театральные дети. Я постоянно в этом варился. Все молодые артисты Театра имени Маяковского были моими друзьями. Я играл с ними в футбол, приходил в гости по вечерам. Влюблялся во всех молодых актрис театра по очереди.

Но поворотным моментом стало то, что я увидел в 13 лет спектакль «Бег». Отец там играл Хлудова, мама — Серафиму, Анатолий Ромашин — Голубкова. Те, кто видел эту постановку Андрея Гончарова, забыть ее не могут до сих пор. Меня спектакль взорвал, перемолол, перелопатил, я сошел с ума и в один момент понял, что хочу стать артистом.

Александр Лазарев-младший с бабушкой Олимпиадой Кузьминичной Тарасовой и дедушкой Сергеем Николаевичем Лазаревым, начало 1980-х годов. Фото: из архива семьи Лазаревых

— Вы пошли дальше, сегодня вы главный режиссер Театра Российской армии. При этом до сих пор служите в «Ленкоме», в который пришли сразу после института. Именно на прослушивании в «Ленком» Марк Захаров вам сказал, что приветствует актерские династии.

— Он сказал немного по-другому. Я прочитал отрывок и обратил на себя его внимание, и Марк Анатольевич спросил: «А есть у вас еще что-то почитать?» — «Да». — И я почитал еще. И он сказал: «Вы Лазарев, да? Какое-то отношение к Александру Сергеевичу имеете?» — «Самое прямое, я его сын». — «Как приятно, я приветствую семейственность в нашем театре».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Яковлевы Яковлевы

Юрий Яковлев оставил после себя не только роли, но и актёрскую династию

Караван историй
Как американский ИИ-стартап помогает ресторанам процветать среди корпораций Как американский ИИ-стартап помогает ресторанам процветать среди корпораций

Как языковые модели помогают малым ресторанам конкурировать

Forbes
Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
Владимир Буковский Владимир Буковский

Правила жизни правозащитника и публициста Владимира Буковского

Правила жизни
Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры» Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историй
Отпуск без проблем Отпуск без проблем

Как провести отпуск на радость себе и на пользу здоровью?

Лиза
Вот это поворот Вот это поворот

Ищем (и находим) новую профессию в любом возрасте

VOICE
Схватить, покрутить и нести на анализы: что делать, если укусил клещ Схватить, покрутить и нести на анализы: что делать, если укусил клещ

Как защищаться от клещей, и что делать, если паразит все-таки укусил

Forbes
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Горный ветер Горный ветер

Вновь украл девушку. Но в этот раз, справедливости ради, с ее разрешения!

Правила жизни
Не пытайся это повторить Не пытайся это повторить

Cтранные привычки наших предков, которые сегодня шокируют

Лиза
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Секреты мотивации Секреты мотивации

Как вернуть мотивацию без изнурительной работы над собой?

Лиза
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Билайн: Дорога в облака Билайн: Дорога в облака

Как «Билайн» развивает новую IT-платформу и модернизирует инфраструктуру

РБК
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем

5 комиксов о природе, смыслах и самопознании

Правила жизни
Отставить панику! Отставить панику!

Причины повышенной тревожности и как с ней справиться

Добрые советы
Россия признала вино Россия признала вино

Как развивается в России производство винной продукции

Ведомости
Вошли в историю Вошли в историю

Читать литературные дневники интересно. Вести личные дневники — душеспасительно

Afternoon Seasons of life
Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки

С какими сложностями столкнулись при создании самолета ЛМС-901 «Байкал»

Ведомости
Топ-5 орехов против старения Топ-5 орехов против старения

Могут ли орехи улучшить ваше самочувствие и продлить молодость?

ТехИнсайдер
Марками по маркетплейсам Марками по маркетплейсам

Как АКОРТ предлагает поступить с маркировками товаров на маркетплейсах

Ведомости
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов

Впервые были описаны фрагменты черепов архаичных людей, поднятые у острова Ява

N+1
Под облаками Под облаками

Как лучше обустроить мансарду в загородном доме?

КАНТРИ Русская азбука
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Шимпанзе способны оказывать медицинскую помощь друг другу Шимпанзе способны оказывать медицинскую помощь друг другу

Приматы не только залечивают собственные раны, но и помогают сородичам

ТехИнсайдер
Искусство помогать Искусство помогать

Интервью с Марией Ермощенковой, заведующей отделением онкомаммологии

Лиза
Открыть в приложении