Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: П. Щелканцев; из архива Л. Хейфеца

«Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился». Именно в этот момент проходили те знаменитые собрания, худсоветы. Министр культуры приезжал каждый день. Столкновения сторон были яростными. Меня просто ошеломила та брань, которая звучала в адрес Ефремова от его противников... Внутри театра разгоралась настоящая гражданская война», — рассказывал Леонид Хейфец.

— Леонид Ефимович, судьба сводила вас со многими легендарными актерами и режиссерами. Кого бы вы назвали самым ярким?

— Ярких было очень много, выделять кого-то несправедливо... Один из них, несомненно, Ефремов. Он был человеком легендарным и при этом поразительно простым, искренним. В нем совсем не чувствовалось никакого самомнения, самодовольства — только вечное мученичество в глазах. Эта его постоянная сигарета... От него невозможно было оторвать глаз. Ефремов временами казался мне ужасно несправедливым, даже безжалостным... Но за ним невозможно было не пойти! Помню наше знакомство в 1965 году. Я — молодой режиссер, работаю в Театре Советской армии и живу там же, в театральной грим-уборной. Дома у меня нет, я сплю на раскладушке, а все мои вещи умещаются в чемодане. Зато у меня есть работа, я поставил уже несколько спектаклей. О том, чтобы что-то менять, даже и не помышляю. И вот в один прекрасный вечер идет моя постановка и мне говорят: «В зале Олег Ефремов». Чувства мои в этот момент описать невозможно. Я буквально по потолку стал ходить от волнения. А потом... сбежал и спрятался! В Театре Советской армии можно не только спрятаться, но и исчезнуть навсегда. Недаром существует легенда о взводе солдат-призраков с лейтенантом во главе, которые потерялись в театре во время его строительства... Не помню как, но меня в моем укрытии отыскали и сказали: «Олег Николаевич хочет с вами поговорить». Конечно, я пошел...

Тут надо объяснить, что такое был для меня, да и для всех тогда Ефремов и его «Современник». Человек-вождь и театр-идол! Я еще студентом посмотрел сразу несколько их спектаклей — «Голого короля», «Два цвета», потом «Назначение» Володина. Помню, как после «Назначения» я вышел из зала и не мог идти к себе в общежитие, а стоял и думал: «Нет, надо совершить что-то такое... Например, пойти сейчас на служебный вход и встать на колени перед всеми артистами!»

Олег Ефремов, 60-е годы. Фото: Музей театра «Современник»

— Встали?

— Не встал. Но чувства испытал именно такие. Никогда потом ничего похожего со мной не случалось. Все артисты «Современника» для меня были звездами! Что такое Евстигнеев? Гений. Ну, может быть, Кваша не воспринимался как гений, но в «Голом короле» и он точно играл гениально. Дорошина, Толмачева — их игра переворачивала! И Галя Волчек тоже была прекрасной актрисой... Никакой особенной режиссуры в «Современнике» не было, но этот театр разрывал сознание правдивой интонацией. Ни на одной московской сцене так не говорили. Даже замечательные актеры, а в Москве их всегда было очень много, уже переставали слышать время, улицу, те изменения, которые созревали в жизни, — и звучали фальшиво, излишне пафосно. Шли легендарные 60-е годы, вся страна стосковалась по правде. И «Современник» вписывался в это время, и Таганка тоже. У «Современника» было совсем небольшое помещение, а желающих попасть в него в разы больше, чем мест в зале. Каждый раз я проникал туда каким-то чудом. Однажды влез через окно в полуподвале и потом блуждал по каким-то лабиринтам, прежде чем попал в зрительный зал. И вот создатель этого легендарного театра, мой кумир Ефремов сидит со мной на диване, хлопает меня рукой по ноге, смотрит прямо в зрачки и повторяет: «Леня Хейфец... Леня Хейфец». Как будто запоминает... «Значит, будешь у нас ставить... На днях получишь пьесу в «Современнике». Я просто не поверил своим ушам... Но через пару дней мне позвонили от Ефремова и назвали пьесу, которую мне предлагалось поставить, — «Случай в Виши» Артура Миллера. Все, предел мечтаний. От такого соблазна невозможно было отказаться. Я пошел к главному режиссеру Театра Армии просить, чтобы меня отпустили. Но тот сказал: «Леня, но ведь у нас планы... Ты же сам говорил, что с института мечтаешь поставить «Смерть Иоанна Грозного», вот и ставь». И у меня в душе зародились сомнения. Переговоры с «Современником» вяло и долго тянулись, но я уже сам понимал, что мой переход туда не складывается. В итоге Ефремов отдал пьесу Марлену Хуциеву. А я начал ставить «Смерть Иоанна Грозного».

Ольга Фомичева, Нина Дорошина и Галина Волчек в спектакле «Без креста», театр «Современник», 1963 год. Фото: Музей театра «Современник»

— Эта постановка вошла в книгу «Сто лучших спектаклей ХХ века». Именно там вы открыли молодого Сергея Шакурова, дав ему роль Шута...

— Сережа проходил армейскую службу в Театре Армии, так же как и Сережа Никоненко. Конечно, это были не простые призывники. Они не служили в танковых войсках где-нибудь под Читой, но тем не менее все равно скучали без папы, без мамы, без девушки. Моя грим-уборная была в десяти метрах от их казармы, и некоторые солдатики часто приходили со мной поговорить. Сережа Шакуров очень меня заинтересовал. Мастер спорта по акробатике. К тому же остро воспринимал жизнь. Как раз то, что нужно для роли Шута. С другим взглядом это не сыграешь, потому что через Шута проходят все боли страны. Сережа был настолько переполнен новыми идеями и ощущениями, что мы решили дописать его роль: в пьесе-то Шут появляется только в одном эпизоде, а в нашей постановке он на сцене с первой до последней секунды. До сих пор люди говорят: мы помним, как Шакуров после смерти Ивана Грозного, своего хозяина, в красных лохмотьях шел на руках через всю сцену. Звучал хорал, написанный Володей Дашкевичем. Это производило огромное впечатление.

Андрей Попов (слева) в спектакле «Смерть Иоанна Грозного» в постановке режиссера Леонида Хейфеца, Театр Советской армии, 1966 год. Фото: Н. Кулешов/ТАСС

— При этом у спектакля непростая судьба...

— Да, его не разрешали выпускать. У военных Грозный ассоциировался со Сталиным. Но военные — люди по-своему простодушные. Они не разгадали нашу с Андреем Поповым, главным режиссером Театра Армии, хитрость: мол, разрешите нам сыграть «Грозного» для пап и мам наших «срочников». Зал 1100 человек. Играли мы восемь раз. А «родители» все не иссякали. Мало того, желающие посмотреть спектакль ломали окна, разбивали стекла. И тогда начальство плюнуло и разрешило нам все-таки устроить официальную премьеру. Правда, не в Москве, а в Челябинске, суровом городе угольщиков и металлургов. Постановку приняли очень хорошо. На худсовете Андрей Попов сказал: «Жалко, что папа не видел этого спектакля». Я учился у его отца, выдающегося режиссера и педагога Алексея Попова. Именно он и легендарная Мария Кнебель ввели меня в профессию и определили судьбу...

После «Грозного» я поставил в театре целый ряд спектаклей, в том числе «Тайное общество». Он был про декабристов, но название нервировало партийное и армейское руководство. Рецензии были разгромными. В результате из театра меня выперли, а декорации сожгли буквально на ступеньках рядом со служебным входом. Кто-то мне сказал: «Это тебе «Грозного» не простили...» Молодые артисты Сережа Шакуров и Наталья Вилькина тут же подали заявления об уходе. Для театра это редкий и практически невозможный случай. Прекрасный пример настоящей преданной дружбы. Когда у меня появилась возможность, я поставил телеспектакль «История одной любви», где они сыграли главные роли. Но это произошло далеко не сразу, поначалу я не мог получить никакой работы. Зависли в воздухе приглашения в несколько театров, в том числе и в Театр Маяковского, который возглавлял Андрей Гончаров. Но даже Андрею Александровичу в тот момент пришлось отказаться от этой затеи. Фактически у меня был запрет на профессию в Москве.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были» Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были»

Шакуров очень крутого нрава мужик, а с Наташей у него была полная гармония

Караван историй
Вторая весна Вторая весна

Менопауза — уязвимое время для женщин, считается, что это начало старости

Afternoon Seasons of life
Табаковы Табаковы

Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историй
10 продуктов для здоровья волос в пожилом возрасте 10 продуктов для здоровья волос в пожилом возрасте

Как связаны здоровье волос и продукты, которые вы едите?

ТехИнсайдер
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Ландышевое дерево Ландышевое дерево

Ландышевое дерева, или халезия, — украшение майского сада

Наука и жизнь
Что прочитать, чтобы начать жизнь заново и поверить в себя: 3 бестселлера Что прочитать, чтобы начать жизнь заново и поверить в себя: 3 бестселлера

Книги, которые помогут по-новому взглянуть на то, что у нас уже есть сейчас

Psychologies
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Аза Лихитченко: «Какая я, к черту, артистка!» Аза Лихитченко: «Какая я, к черту, артистка!»

Окончив Школу-студию МХАТ, она посвятила профессии меньше месяца

Коллекция. Караван историй
Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Как создавался цикл фильмов о знаменитом британском сыщике от Масленникова

Правила жизни
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Замечательный сосед Замечательный сосед

5 вещей, которые надо успеть сделать в Минске за выходные

Лиза
Дачное преображение Дачное преображение

Как можно преобразить дачное пространство своими руками

Здоровье
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга» Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга»

Как работают интерфейсы «мозг — компьютер», сможем ли мы лечить деменцию?

РБК
Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века

Как молоко из символа здоровья стало предметом споров

Forbes
Американские врачи выполнили первую в мире пересадку мочевого пузыря Американские врачи выполнили первую в мире пересадку мочевого пузыря

Хирурги впервые в мире пересадили пациенту мочевой пузырь от мертвого донора

N+1
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого

Как язык воспринимает сладость, какой рецептор отвечает за влечение к сахару?

ТехИнсайдер
Бугорки на броне древних рыб превратились в наши зубы всего за 460 миллионов лет Бугорки на броне древних рыб превратились в наши зубы всего за 460 миллионов лет

Как появились наши чувствительные зубы изначально из «бронежилета» вымерших рыб

ТехИнсайдер
От винта! От винта!

Как автомобили научили летать

Деньги
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Художницы с рюкзаками Художницы с рюкзаками

Как в поездках рождаются иллюстрации к детским книгам

Новый очаг
Нереальная любовь Нереальная любовь

Как и почему «эмоциональные» чат-боты стали заменять настоящих партнеров

РБК
Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов

Как предпринимательница превратила любовь к сказам в успешный проект

Forbes
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
«Яды: между жизнью и смертью» «Яды: между жизнью и смертью»

Как появился первый пероральный антикоагулянт

N+1
Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру» Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру»

Где этот островок надежды, радости, любви, где свет в конце того самого тоннеля?

Коллекция. Караван историй
Немоляевы и Лазаревы Немоляевы и Лазаревы

Немоляевы и Лазаревы: вся семья — как целая киностудия

Караван историй
Открыть в приложении