Алла Демидова рассказывает о своей актерской судьбе

Караван историйЗнаменитости

Алла Демидова. Я никогда не шла против судьбы

Беседовал Павел Соседов

Фото: С. Куликов/Интерпресс/Photoxpress.ru

В Ленинграде с «Реквиемом» мы выступали в зале филармонии. И вдруг со сцены вижу перед собой в первом ряду лицо Ахматовой. Я сразу догадалась, что это ее сын Лев Гумилев. По окончании он пришел за кулисы. «Терпеть не могу, когда актеры читают стихи! Тем более Ахматову! - сказал Лев Николаевич. - Но... Вы были хорошо одеты».

— Алла Сергеевна, впервые вы появились на киноэкране, когда были студенткой МГУ. Случайно попали на съемки или относили фотографии на киностудии?

— Никогда в жизни никуда не показывалась. Сама я человек ленивый, как и все актеры, кстати. Для себя никогда ничего не делаю, а только откликаюсь на предложения. Или не откликаюсь. В этом единственная свобода актера — соглашаться или не соглашаться на роль. Что же касается первого появления в кино... Параллельно с учебой на экономическом факультете я играла в Студенческом театре МГУ. Это была очень мощная студия, популярная у московской интеллигенции. Я играла, например, в нашумевшем спектакле «Такая любовь» в постановке Ролана Быкова — о нас говорили! Поэтому, видимо, артисты студии уже были на примете у ассистентов по актерам.

А самый первый опыт в кино был такой: сидели мы с приятельницей у памятника Ломоносову перед нашим корпусом МГУ на Моховой улице, зубрили что-то, и вдруг появились люди с какой-то невообразимой аппаратурой — они снимали кинохронику и попросили нас поучаствовать. Очень долго настраивали огромную камеру, выставляли свет — тогда, в пятидесятые, совершенно другая техника была. Это были съемки документального фильма «О Москве и москвичах». И когда его показали — я впервые увидела себя на экране.

— А когда увидели себя в эпизоде фильма «9 дней одного года», что испытали?

— Себя даже не очень-то и приметила на экране, но атмосферу съемочной площадки запомнила. Я тогда уже была студенткой Щукинского училища, поэтому все воспринимала совсем по-другому. Баталов и Смоктуновский, игравшие главные роли в фильме, были уже признанными мастерами, а Татьяну Лаврову мы знали по «Современнику». У меня на тех съемках закралась лукавая мысль: «Почему это не я играю главную роль, а какая-то Лаврова?» Хотя она была известной актрисой, а я лишь студенткой — но ведь все студенты театральных вузов считают себя гениями...

— Алла Сергеевна, почему после МГУ вы решили поступать в театральный институт?

— Окончив экономический факультет, я даже начала преподавать политэкономию в МГУ. Но так как интерес к актерству не ослабевал: я продолжала выходить на сцену и занималась в студии при Театре имени Ленинского комсомола, решила проверить свои силы. И поступила в Щукинское училище.

Студентами нас занимали в массовых сценах спектаклей Театра Вахтангова. Например все высокие, худые, красивые девочки выходили рабынями в «Принцессе Турандот». Я как раз была одной из таких девушек, и мы с Марианной Вертинской в длинных шелковых платьях выходили на сцену с Юлией Борисовой, Юрием Яковлевым, Михаилом Ульяновым, Николаем Гриценко. До сих пор помню интонации Борисовой в роли Турандот и ее необычный тембр, когда она говорила нараспев: «Что делать? Как быть? Не-воз-мож-но». Эти ее слова у меня по жизни идут своеобразным рефреном.

Окончив экономический факультет, я даже начала преподавать политэкономию в МГУ. Но так как интерес к актерству не ослабевал, решила проверить свои силы и поступила в Щукинское училище. Фото: Пищальников/РИА Новости

— Вы хотели служить в Театре Вахтангова?

— Очень хотела, но на худсовете за меня не хватило одного голоса. А моего однокурсника Лешу Кузнецова взяли в труппу. В училище он всегда был моим партнером и считался одним из самых талантливых студентов на курсе. Например в «Добром человеке из Сезуана» именно Леша стал первым исполнителем роли водоноса — и очень хорошо «сделал» эту роль. Потом уже Валерий Золотухин на сцене Таганки лишь повторил его рисунок. С работы в этом спектакле началось и мое многолетнее служение в Театре на Таганке. А как сложилась бы судьба в Театре Вахтангова — неизвестно.

Кадр из фильма «9 дней одного года» Михаила Ромма, 1961 год. Фото: Мосфильм-Инфо

— Вы уже были замужем, когда стали актрисой Таганки?

— Когда мы поженились с Володей Валуцким, я еще была студенткой Щукинского училища, а он восстанавливался во ВГИКе. Дело в том, что почти весь его курс разогнали за то, что они сделали пародию на фильмы о Ленине. Написал это все Володя, они с друзьями разыграли «сценарий» по ролям и записали на магнитофон. Сам автор играл, естественно, Ленина. Эта запись никак не распространялась, просто была такая шутка внутри их компании. Но кто-то настучал, и нескольких талантливых студентов, в том числе и Валуцкого, исключили из института. Мы с Володей жили самостоятельно, снимали квартиру — не хотели зависеть от родителей и очень бедствовали. Чтобы платить за жилье, зарабатывали как могли. Писали статьи. Я брала интервью (например, однажды под Новый год ездила на фабрику елочных игрушек — беседовала с мастером о том, как делаются эти игрушки), а Валуцкий на основе собранного мной материала писал статьи. Мы сдавали их в Агентство печати «Новости», и нам платили гонорар. К моменту начала моей службы на Таганке нас с Валуцким уже заметили в АПН и иногда заказывали статьи. Володя был очень хорошим литератором. Когда мы только познакомились, он получил первую премию на престижном литературном конкурсе, разделив ее с уже известным писателем Юрием Нагибиным. Валуцкий стал бы хорошим писателем, если бы не увлекся профессией сценариста.

Когда поженились с Валуцким, я еще была студенткой Щукинского училища, а он восстанавливался во ВГИКе. Фото: В. Великжанин/ТАСС

— Как проходили пробы на вашу первую главную роль? Вы сыграли Ольгу Берггольц в картине по ее автобиографической книге «Дневные звезды».

— Наверное, я прошла просто потому, что даже не надеялась на эту роль, и еще потому, что на пробах читала стихи Александра Блока. И читала, видимо, неплохо. У меня сохранилось письмо издателя и друга Блока Самуила Алянского — я его получила в конце шестидесятых, уже после выхода на экраны «Дневных звезд». Алянский писал примерно следующее: мол, однажды он смотрел новости по телевизору, после которых объявили, что актриса будет читать Блока. И Самуил Миронович пошел выключать телевизор, потому что у него начиналась идиосинкразия, когда кто-либо читал Блока. Но человеком он был пожилым, поэтому пока дошел до телевизора, успел услышать начало моего выступления. И остановился, не стал выключать... После этого Алянский мне написал, что я читала стихи так, как читал сам Блок — спокойно, не выделяя ничего. Видимо, и режиссер «Дневных звезд» Игорь Таланкин на тех пробах что-то почувствовал...

Когда меня утвердили, Ольге Берггольц очень хотелось посмотреть на актрису, которая будет ее играть. Я тогда целый месяц жила в Ленинграде, в гостинице «Октябрьская». Таланкин ездил к ней, а я все время отказывалась — боялась. Сейчас понимаю, что боялась чисто интуитивно — по-актерски. Что-то подсказывало, что не смогу потом играть. Кроме того, я была застенчивой — стеснялась. С Берггольц мы познакомились, когда фильм уже был готов. На «Мосфильме» устроили закрытый просмотр, на который пригласили Ольгу Федоровну. Меня же — никому не известную артистку — не приглашали. В тот вечер на Таганке я участвовала в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир» — изображала шансонетку. В ярком гриме, белом парике а-ля Мэрилин Монро, красном маленьком цилиндре... И тут мне говорят: «В кабинете у Любимова сидит Берггольц, хочет вас видеть». Деваться некуда, и я как была — в костюме шансонетки, с накладными ресницами и яркими губами побежала знакомиться. Влетела в кабинет... Вот так и встретились. Она мне подарила деревянный подсвечник в форме птички, на хвосте которой оставила автограф. Глядя на меня в гриме и костюме, сказала: «Когда свеча горит — человек думает». Я же обратила внимание на то, что Ольга Федоровна — в шерстяных носках и босоножках, а была зима, очень холодная. На следующий день я понеслась покупать ей сапоги. Но, естественно, постеснялась их вручить. Потом сама и носила эти сапоги. А на душе остался дискомфорт от той первой неподготовленной встречи.

Когда меня утвердили, Ольге Берггольц очень хотелось посмотреть на актрису, которая будет ее играть. Таланкин ездил к ней, а я все время отказывалась — боялась. Фото: М. Озерский/РИА Новости

Через энное количество лет у Берггольц был юбилей, и на это событие в Ленинград собирался поэт Павел Григорьевич Антокольский. А он был моим другом — как это ни странно. Антокольский часто заходил в гости, когда мы с мужем жили на улице Чехова, садился и начинал рассказывать странные истории из своей жизни. Я тогда все время думала: «Откуда у него столько историй?» Сегодня хорошо его понимаю. У меня самой сейчас историй — мешок без дна! И Павел Григорьевич уговорил меня поехать вместе с ним. В качестве подарка я взяла кофейник, который купила на багдадском рынке. Меня тогда уже часто приглашали на Недели советских фильмов — я побывала в Ираке, Ливане... В Ленинграде в честь юбилея Берггольц, уже не помню в каком зале, был накрыт длинный стол, за которым мы с Ольгой Федоровной сидели друг напротив друга, она почему-то была не во главе стола. Выпив, именинница моментально захмелела и сказала мне: «Вот сейчас напьюсь, залезу под стол и буду оттуда лаять!» Когда пришел мой черед произносить тост, я встала и вручая свой подарок, сказала: «Если кофейник стоит на столе — значит, человек работает. Мы все ждем вашу вторую книгу «Дневные звезды» и хотим снять продолжение фильма!»

А Игорь Таланкин после «Дневных звезд» снимал меня в каждой своей картине. Считал своим талисманом. И даже когда не было подходящей роли — придумывал какую-нибудь для меня специально. Был у него фильм про физиков «Выбор цели», где Бондарчук играл Курчатова, а Юрский — Оппенгеймера. И Игорь Васильевич написал для меня роль его возлюбленной. Я сделала себе грим под Грету Гарбо — выглядело очень забавно. Мы с Юрским даже целовались в кадре и танцевали, о чем я с годами позабыла напрочь, потому что не видела картины. Но Сергей Юрьевич мне как-то об этом напомнил.

— Вы снялись в трех картинах и у Юлия Карасика: «Шестое июля», «Чайка», «Стакан воды». Фильм «Шестое июля» был представлен на фестивале в Карловых Варах. Чем запомнилась эта поездка?

— Это было в июне 1968-го — за два месяца до ввода советских войск в Прагу. Мне прочили приз за лучшую женскую роль. Кинокритики сходились во мнении, что моя работа заслуживает этой награды, потому что я подошла абсолютно нестандартно к исторической роли Марии Спиридоновой, создала объемный человеческий и женский образ. Но на фестивале устроители буквально облизывали американцев! К русским (как тогда говорили «советским») отношение было совсем иное — и это было унизительно. Приз мне, естественно, не дали... За лучшую женскую роль наградили актрису из абсолютно проходной британской картины.

С Андреем Поповым в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды», 1966 год. Фото: РИА Новости

— Алла Сергеевна, в советское время не давали высоких наград исполнителям отрицательных ролей. А вам дали Госпремию за «Бегство мистера Мак-Кинли», где вы сыграли Потаскушку.

— Конечно, меня бы никогда не наградили за такую роль, тем более что это — роль-эпизод. Госпремию хотели дать раньше — за роль Спиридоновой. Но в комиссии вовремя сообразили, что за роль антагонистки Ленина Государственную премию давать не стоит. Поэтому дали ее как бы вслед «Шестому июля», а оформили за картину «Бегство мистера Мак-Кинли».

— Был период, когда вы очень много снимались. В 1968-м вышло аж шесть картин! Да каких: «Служили два товарища», «Живой труп», «Щит и меч», «Шестое июля», «Степень риска»... Вы хорошо зарабатывали?

— Зарабатывали мы немного, но со всех гонораров удалось собрать деньги на машину. Правда самостоятельно купить ее было невозможно, и директор Таганки Николай Лукьянович Дупак написал официальные письма от театра во все инстанции, чтобы мне и Володе Высоцкому разрешили приобрести по автомобилю. Высоцкий сразу сел за руль, я — чуть позже. В конце шестидесятых женщина на водительском месте была в диковинку, и люди на улице, видя меня, крутили пальцем у виска. Мы с Высоцким купили «Жигули» самой первой модели. Многие детали еще были итальянского производства. Например на стекле значилось Мade in Italy. Недавно узнала, что моя «копейка» теперь принадлежит Леониду Ярмольнику — он коллекционирует старинные автомобили.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Светлана Светличная. Невиноватая... Светлана Светличная. Невиноватая...

«Если бы не было Анны Сергеевны, Света не стала бы такой известной»

Караван историй
Мисс Совершенство: что делать, если ты не она? Мисс Совершенство: что делать, если ты не она?

Что делать, если кажется, что ты никогда не получишь титул "Мисс Совершенство"?

Cosmopolitan
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
Girl Power! Girl Power!

Тренер Мария Соколова о простых и действенных способах создать фигуру мечты

OK!
Кентавр из моря Кентавр из моря

Может ли кентавр существовать с точки зрения биологии?

Вокруг света
Как дизайнер покупает старые пленки и воссоздает по ним семейные истории Как дизайнер покупает старые пленки и воссоздает по ним семейные истории

Дизайнер рассказывает историю семьи, которую он узнал, купив старые пленки

РБК
Вне зависимости Вне зависимости

Что такое зависимость от безрецептурных лекарств и как избежать ее появления

Добрые советы
45 лет назад советский космический аппарат «Венера-9» приземлился на Венере и сделал ее фотоснимки 45 лет назад советский космический аппарат «Венера-9» приземлился на Венере и сделал ее фотоснимки

Первый искусственный аппарат на поверхности другой планеты

Maxim
8 волнующих фактов о канкане 8 волнующих фактов о канкане

Пляши — сегодня день рожденья у канкана!

Maxim
Слова, которые выдают, что вы не нравитесь боссу или коллегам Слова, которые выдают, что вы не нравитесь боссу или коллегам

Что делать, если вы тот самый коллега, который всех раздражает?

Psychologies
Зачем нам нужен тотем? Взгляд психолога Зачем нам нужен тотем? Взгляд психолога

Как предметы и животные влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Периоды детского развития: от 3 до 7 лет Периоды детского развития: от 3 до 7 лет

Какие проблемы ждут родителей детей в возрасте от 3 до 7 лет

Psychologies
Гид по разъемам в твоем компьютере, смартфоне и телевизоре Гид по разъемам в твоем компьютере, смартфоне и телевизоре

Решительная попытка разобраться во всех вариантах USB

Maxim
Великолепная пятерка Великолепная пятерка

Выбор: лучший зефир, филе цыпленка, чай, зерненый творог и подсолнечное масло

Добрые советы
Суп дня! Суп дня!

Диетологи уверены: суп – полезное, диетическое блюдо

Здоровье
Bugatti сделала 1850-сильный гиперкар Bolide Bugatti сделала 1850-сильный гиперкар Bolide

Как может выглядеть бескомпромиссный автомобиль для гоночной трассы

Популярная механика
Расширяем кругозор: 13 фильмов Netflix, которые лучше смотреть в оригинале Расширяем кругозор: 13 фильмов Netflix, которые лучше смотреть в оригинале

Истории, высоко оцененные критиками и получившие награды

Esquire
Сделать татуировку, чтобы лучше понять себя Сделать татуировку, чтобы лучше понять себя

На что ориентироваться при создании персонального имиджа?

Psychologies
Смех сквозь слезы: лучшие политические скетчи Saturday Night Live за 20 с лишним лет Смех сквозь слезы: лучшие политические скетчи Saturday Night Live за 20 с лишним лет

11 лучших скетчей про политику в преддверии президентских выборов 2020-го в США

Esquire
Место сбора хороших людей. Как креативные кластеры работают с благотворительностью Место сбора хороших людей. Как креативные кластеры работают с благотворительностью

В модных красивых пространствах можно делать мир лучше

Forbes
В Марокко нашли птерозавра с тонким беззубым клювом В Марокко нашли птерозавра с тонким беззубым клювом

Судя по всему, крылатая рептилия добывала корм, зондируя ил длинным клювом

N+1
«Глубже!» — история о том, как Александр Паль «глубокое русское порно» снимал «Глубже!» — история о том, как Александр Паль «глубокое русское порно» снимал

Как вульгарный сюжет оказался интеллигентной пародией на современную культуру

Forbes
Панчь, Британия Панчь, Британия

Драма о поисках идентичности на просторах бывшей Британской империи в жанре рэпа

Weekend
Астрономы напрямую подтвердили существование второй планеты у Беты Живописца Астрономы напрямую подтвердили существование второй планеты у Беты Живописца

Ученые доказали факт существования планеты-гиганта в 63 световых годах от Солнца

N+1
Пост сдал, пост принял Пост сдал, пост принял

Какие плюсы и минусы есть у киборгизации?

GQ
Мы вам перезвоним. Что делать, если вас обошли при повышении Мы вам перезвоним. Что делать, если вас обошли при повышении

Что делать, если вам звонят и говорят: вы не подходите для повышения

Forbes
5 идей против осенней депрессии 5 идей против осенней депрессии

Все ближе подступает привычная сезонная хандра. Не поддавайся!

Лиза
Зачем нам ногти, и почему они продолжают расти до самой смерти Зачем нам ногти, и почему они продолжают расти до самой смерти

Для чего нам нужны ногти и почему они постоянно растут?

Популярная механика
На беспорядок выше На беспорядок выше

О собрании Антуана де Гальбера и настоящем искусстве коллекционирования

Weekend
Ночной дозор: где в России можно увидеть северное сияние Ночной дозор: где в России можно увидеть северное сияние

Где можно поймать Аврору, не покидая границ России

Forbes
Открыть в приложении