Зачем нам нужен тотем? Взгляд психолога
Как предметы и животные влияют на нашу жизнь? Можно ли с их помощью обрести какие-то качества? Да, причем без какой бы то ни было магии и мистики.
«Она верит в астрологию и сверяет все по звездам», «у него на шее висит настоящее перо сокола», «ей нравятся печатки с черепами и браслеты с шипами», «у них дома на стеллаже целая коллекция зайцев, фарфоровых, деревянных, бронзовых и даже тряпичных», «они завели третью таксу».
Почему мы выбираем из множества украшений, одежды, предметов быта и искусства именно то, а не иное? Ведь не всегда решение принимается осознанно: «просто рука потянулась, вот и купила». Но нашему интуитивному выбору есть вполне логическое объяснение. Все эти вещи и даже домашние питомцы для нас не что иное, как тотем.
Старое и новое
«А я не верю в эти истории с тотемными животными. Все как будто помешались на этом, — возмущается 37-летняя Надежда. — Откуда такая надежда на птичку или рыбку, что она изменит нашу жизнь и все решит за нас?» Однако психотерапевт Анна Ефимкина готова поспорить.
«В силу тотемов верят как раз люди осознанные. Они видят закономерности в собственной жизни и поступках. И научаются трансформировать реальность сами. Они могут интегрировать свою силу и выносить ее вовне в виде животного или предмета, чтобы было нагляднее».
Первоначально понятие тотема тесно связано с образами животных. У разных племен были разные «животные» символы. Многие гербы — родов, стран, городов — содержат образ зверя или птицы. «Для выживания нужно было сильное качество. Причем для одного племени одно, а для другого — иное. Важно, какое из них признается сильным, — поясняет Анна Ефимкина. — Где черпать силу? У природы.
Когда я общалась с коллегами из Казахстана, то спрашивала про тотемное животное. Я думала, они назовут овцу, которая кормит и согревает своей шерстью, ведь исторически казахи — пастухи-кочевники. Но оказалось, что их тотем — волк: его сила нужна, чтобы сберечь стадо».