Пост сдал, пост принял
Илон Маск разрабатывает чип, способный подружить наш мозг с искусственным интеллектом, чтобы в мире появился первый постчеловек. Объясняем, зачем нужна эта технология, и на примере супергероев показываем, какие плюсы и минусы есть у киборгизации.
Нейроверетено
В 2016 году в Сан-Франциско Илон Маск запустил новый стартап Neuralink, о работе которого практически ничего не было известно. Мистическая компания занималась нейротехнологиями и налаживанием прямой связи компьютера с человеческим мозгом. Впервые Маск рассказал о разработках Neuralink прошлым летом. Тогда он представил устройство, созданное из гибких нитей толщиной от 4 до 6 микрометров, внутри которых расположены десятки электродов. Они считывают импульсы мозга и передают их на специальный имплант, размещенный за ухом человека, в виде электрических сигналов. Да, вы все правильно поняли: идея стартапа заключается в том, чтобы перевести сигналы человеческого мозга на язык, понятный для компьютера. Маск красиво назвал эту технологию «нейронным кружевом».
Подобные эксперименты Илон затеял не потому, что возомнил себя равным Богу, и не от желания захватить мировое господство. Он поставил перед собой цель подарить парализованным людям возможность управлять смартфоном, ноутбуком, радиоуправляемым креслом-каталкой и — в теории — абсолютно любым устройством, внутри которого есть процессор. Но, разумеется, далеко не все в восторге от экспериментов Маска.
Neuralink начали с экспериментов на мышах. Ученые вживляли в головы грызунам гигантские импланты, напоминавшие флешки, подключали их по USB‑кабелю к компьютеру и считывали мозговую активность, чтобы понять, насколько точно электроды преобразовывают импульсы в сигналы и передают на приемник. В 87 % случаев операция проходила успешно, и ученые имели доступ к невиданным ранее объемам информации, полученным прямиком из мышиной черепушки. Звучит вроде бы круто, но, разумеется, зоозащитники — да и в принципе люди с чувствительной психикой, — увидев фотографии подопытных грызунов, заговорили о бесчеловечности и жестокости экспериментов. Даже самые стойкие пользователи соцсетей писали, что едва ли могут себе представить условия, при которых они согласятся на внедрение инородного тела в собственный мозг. Тем более что Neuralink вряд ли удастся на ранних этапах обойтись без проблем и ошибок.
Тем не менее Маск запросил у контролирующих органов США разрешение на проведение клинических испытаний на людях, которое должны выдать до конца 2020 года. Скорее всего, проблем с одобрением следующего этапа экспериментов не возникнет, потому что формально предложенный метод не нов. В мире, в том числе в Америке, уже достаточно давно применяют вживление электродов для глубинной стимуляции мозга, например с целью лечения болезни Паркинсона. Правда, другие исследователи и стартапы пока умеют считывать импульсы лишь в нескольких точках и используют достаточно толстые провода, что осложняет операцию и чревато большим количеством побочных эффектов. Так, неоднократно лечение избавляло пациента не только от симптомов болезни Паркинсона, но и от его личности — у человека полностью менялись характер, вкусы и склонности.
Neuralink планируют более деликатное и точное подключение к человеческому мозгу через 96 тончайших гибких нитей, несущих 3072 отдельных канала, которые смогут взаимодействовать с миллионами нейронов. Поначалу они будут через приемник за ухом передавать информацию компьютеру, затем электроды смогут посылать сигналы напрямую в систему без подключения дополнительного импланта.