Как Астрид Линдгрен стала борцом за права детей и причем тут Пеппи Длинныйчулок?

ForbesРепортаж

Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек

Наталья Ломыкина

Кадр из сериала «Пеппи Длинныйчулок»

80 лет назад в Швеции вышла книга Астрид Линдгрен «Пеппи поселяется на вилле «Курица», где впервые появилась рыжая веснушчатая девочка в огромных туфлях, которая заявляла: «Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами!». Взрослые называли книгу «пропагандой непослушания», а дети обожали ее героиню. Литературный обозреватель Forbes Woman Наталья Ломыкина рассказывает о том, как Пеппи Длинныйчулок стала синонимом свободы и жизнелюбия, а ее автор — борцом за права детей.

Искусство быть ребенком

Когда в 1945 году в Швеции вышла первая книга Астрид Линдгрен о Пеппи Длинныйчулок, взрослые читали ее с ужасом. Девятилетняя девочка, живущая на вилле «Курица» без родителей и с чемоданом золота, казалась им опасной. Не из-за отсутствия опеки — из-за абсолютной свободы.

Пеппи была сильной, богатой и независимой. Каждым своим поступком она напоминала взрослым, что у детей есть права (80 лет назад это было совершенно неочевидно — только в 1950-х активисты начали говорить о том, что права детей не ограничиваются безопасностью и питанием, и лишь в 1959 году Генассамблея ООН ратифицировала Декларацию прав ребенка), а миллионам девочек личным примером показывала, что социальное одобрение и соответствие стандартам красоты совершенно не требуются, чтобы быть счастливой. Пеппи не просила разрешения. Не стремилась быть удобной. Не пыталась вписаться в нормы поведения. Она была первой детской героиней, которая открыто заявила: я сама решаю, как мне жить. В послевоенной Швеции, где детей воспитывали в строгости, а телесные наказания считались нормой, такая позиция в детской книжке спровоцировала настоящий взрыв.

Астрид Линдгрен в 1960 году (Фото Public Domain)

Телесные наказания в школах отменили с 1928 года, — но только в гимназиях. Публичные оскорбления и психологическое давление со стороны учителей и вовсе воспринимались как неотъемлемая часть педагогического процесса. Протестантские традиции требовали добиваться от ребенка послушания во что бы то ни стало. Побои считались жестоким обращением лишь в том случае, если приводили к тяжелым увечьям (статья, оправдывающая применение насилия к собственным детям, была исключена из уголовного кодекса только в 1957 году). Для государства, педагогов и родителей ребенок был сырым материалом, из которого следовало вылепить добропорядочного взрослого. Для Астрид Линдгрен — самостоятельной личностью. И она не просто придумала дерзкую сказку для своей дочки, а начала революцию, которая изменила отношение к детям на законодательном уровне.Юная Астрид Эрикссон из небольшого городка Виммербю на юге Швеции едва ли рассчитывала стать главной детской писательницей XX века, но она совершенно точно хотела стать журналисткой. Сразу после школы она устроилась стажером в местную газету Vimmerby Tidning. И хотя журналистская карьера Астрид была недолгой (в 1926 году она забеременела от женатого издателя Vimmerby Tidning и, чтобы не провоцировать скандал, уехала в Стокгольм), она успела наделать шуму в консервативном городке. Например, написала репортаж о своем походе на 300 км в компании пятерых женщин, чтобы показать, что со сложными ситуациями подруги могут справляться сами, без какой-либо мужской помощи.

Позже, когда Астрид уже вышла замуж за Стуре Линдгрена и какое-то время не работала, воспитывая сына и младшую дочь Карин, она переключилась с проблем и возможностей женщин на бесправие детей. Размышляя вместе с сыном-подростком над гимназическим докладом «Об искусстве быть ребенком», Линдгрен поняла, что этот вопрос очень беспокоит ее саму. В статье 1939 года для стокгольмской газеты Dagens Nyheter она писала, что взрослые предъявляют детям множество требований, но совершенно не учитывают их желаний и эмоций. Дети все время должны, взрослые все время правы. От детей требуют послушания, но сами взрослые никогда не подчинились бы таким правилам.

Быть сильной и свободной

Время для серьезных разговоров на эту тему было не самым подходящим — в Европе началась Вторая мировая война, привычный мир рушился. Астрид Линдгрен завела дневник, куда собирала новости о фронте, коллажи из газетных вырезок, собственные размышления. Политика, которая прежде ее почти не интересовала, стала постоянным фоном жизни. В 1940 году будущая писательница поступила на службу в отдел перлюстрации почтовой службы Стокгольма — и к газетным вырезкам добавились свидетельства из частных писем: загнанные в гетто евреи, голод, разлученные семьи, потерянные дети. Так что когда зимой 1941 года семилетняя Карин заболела пневмонией и просила маму рассказать ей историю про Пеппи Длинныйчулок (имя девочка придумала на ходу), Астрид сразу сделала свою героиню Супердевочкой. Ей было важно рассказать дочери о том, как быть сильной и свободной, даже если ты маленький.

Фантазерка Пеппи одна управлялась с домашним хозяйством, лошадью и обезьянкой и бросала вызов всем: полицейским («А вы не пробовали стать клоуном?»), учителям («Я и так умная, зачем мне ваша арифметика?») и даже ворам («Вы что, не видите, что я сплю?»). Литературовед, обозреватель, автор книги «Тринадцать друзей Пушкина» Анна Хрусталева в разговоре с Forbes Woman вспоминает: «В детстве Пеппи меня завораживала: а что, так можно?! Жить одной, не ходить в школу, пить кофе в дупле и ничего не бояться? Быть самой себе хозяйкой и ни перед кем не держать ответа? Думаю, магия Пеппи именно в этом — быть не просто свободной, но даже не догадываться о существовании иных сценариев. Конечно, когда, став взрослой, я читала свою любимую «Пеппи» детям, местами меня потряхивало: невыносимый, неуправляемый ребенок уже не умилял, даже раздражал. Но, думаю, это говорит лишь о таланте ее создательницы и подлинности самой Пеппи — восхитительно-невыносимой и невыносимо восхитительной, настоящей маленькой женщине, которая, как любая настоящая женщина, может все — очаровывать, выводить из себя, печь булочки, укладывать на лопатки мужчин. Не может лишь одного — не оставлять следа».

Астрид учила свою дочь и своих читателей, что девочки могут быть сильными — не зря Пеппи побеждает и воришек, и ярмарочного силача: «Когда Сильный Адольф в третий раз бросился на нее, Пеппи подняла его вверх и пронесла на вытянутых руках вдоль манежа. Потом снова положила на ковер и прижала ногой. «Ну, старичок, пожалуй, пора заканчивать, — сказала она. — Веселей, чем сейчас, все равно уже не будет». Астрид Линдгрен никогда не подтверждала, но и не отвергала предположение, что Сильный Адольф задумывался как карикатура на Гитлера, но читатели, безусловно, увидели в Пеппи личность, способную противостоять диктатуре силы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Земля переезжает Земля переезжает

Когда Солнце начнет затухать, корабль «Земля» уже прибудет к новой звезде

Популярная механика
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Босс всё слышит Босс всё слышит

Как завести с руководством сложный разговор (и продуктивно его закончить)

VOICE
Один + один Один + один

Как на улочках Байрру-Алту живет и принимает гостей арт-проект Oficina Marques

Seasons of life
Раскрыть денежный потенциал Раскрыть денежный потенциал

Алексей Ситников – о том, как психология денег влияет на их количество

Psychologies
Следствие вели Следствие вели

Как множество специалистов не смогли выяснить все детали дела Кеннеди?

Дилетант
Хакеры против хакеров Хакеры против хакеров

Компании все чаще полагаются на стратегию результативной кибербезопасности

Ведомости
Вечный дозор: феномен Тимура Бекмамбетова в 10 его фильмах Вечный дозор: феномен Тимура Бекмамбетова в 10 его фильмах

10 проектов, которые расскажут о пути Тимура Бекмамбетова в кино

Правила жизни
Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса

В какой момент человечество перестало бояться ядерной бомбы?

Монокль
Вячеслав Семененко: «Есть значительный спрос на отдых с детьми» Вячеслав Семененко: «Есть значительный спрос на отдых с детьми»

Как меняются и развиваются загородные отели и как масштабируется этот рынок?

Ведомости
Битва континентов Битва континентов

История Межконтинентального кубка: скандальные матчи и конкуренция с ФИФА

Ведомости
Нашествие парнокопытных мигрантов Нашествие парнокопытных мигрантов

Почему популяция казахстанских сайгаков уничтожает российские сельхозугодья

Монокль
Сделано с душой Сделано с душой

Эта уютная квартира — новая, но у неё уже есть своя интересная история

Идеи Вашего Дома
Кириллица с акцентом Кириллица с акцентом

Сербия раскрывает свой чарующий характер постепенно

Лиза
Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков

Разбираемся, как понять, что магния стало катастрофически мало

ТехИнсайдер
Зеленые маршруты Татарстана Зеленые маршруты Татарстана

Где исследовать места, любоваться природой и заряжаться энергией в Татарстане

Лиза
Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи

Как российские зумеры поймали корейскую волну?

Forbes
Отлично сочетаются Отлично сочетаются

Самый полный гид по подготовке к свадьбе: учли и разобрали вообще всё

VOICE
Жена на доверии Жена на доверии

Покупка недвижимости в гражданском браке: как защитить свои интересы

Лиза
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Актриса Карина Александрова – о поклонниках и романтике

VOICE
Сергей Филипович / Алиса Рейфер Сергей Филипович / Алиса Рейфер

Двадцатилетние ньюкамеры Ленсовета — сверхновая театральная сенсация

Собака.ru
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Между свободой и хаосом: как собственнику правильно передать полномочия Между свободой и хаосом: как собственнику правильно передать полномочия

Как избежать ошибок при передачи полномочий на бизнес

Forbes
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Как основатели УГМК заработали в Верхней Пышме миллиарды долларов Как основатели УГМК заработали в Верхней Пышме миллиарды долларов

Как основатели УГМК создали бизнес-империю в Верхней Пышме

Forbes
Александра Гарт Александра Гарт

Имя Александры Гарт в искусстве не просто на слуху, а в самом топе

Собака.ru
Сыендук Сыендук

Создатель диджитал-вселенной имени себя Сыендук УЖЕ разобрал на атомы Labubu

Собака.ru
Открыть в приложении