«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техникаПутешествия

Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

Наталья Беспалова

Фото: Андрей Таничев

В декабрьском номере журнала за 2024 год мы рассказывали о рекордном перелете на мотопараплане из Санкт-Петербурга во Владивосток, состоявшемся в 2020 году. Участники пересекли всю нашу огромную страну с запада на восток, и, как, возможно, помнят читатели, красивейшим местом, что довелось увидеть, признали озеро Байкал. Не то чтобы это было неожиданно, все мы с детства наслышаны о байкальских красотах. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так, во время Перелета–2020, родилась идея «Байкальской кругосветки» – воздушного путешествия по замкнутому маршруту вокруг знаменитого озера.

Задача гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Байкал расположен в местности с крайне непростым рельефом. Даже местные энтузиасты сверхлегкой авиации освоили лишь небольшую часть прилегающей к нему территории. Здесь почти нет мест, удобных для взлета и посадки, и мало где проложены дороги, по которым могли бы пройти машины сопровождения. Скалистые берега уходят в воду отвесными обрывами или крутыми склонами, а местами изрезаны глубокими ущельями. Из ущелий, между прочим, дуют страшные сквозняки, создающие большие трудности для сверхлегких летательных аппаратов, но главное: ровной твердой горизонтальной поверхности на берегах почти не найти.

Фото: Андрей Таничев

Проблема, однако, решаемая, потому что ровная горизонтальная поверхность в непосредственной близости от береговой линии по всему маршруту все-таки есть, и это – поверхность самого Байкала. Надо только выбрать время, когда поверхность будет еще и твердой. Это тоже не так просто, как кажется. На протяжении почти всей зимы лед на Байкале нестабильный, и в прочный ледяной панцирь толщиной более 10 см озеро одевается только в марте. Правда, в это время здесь случаются обильные снегопады, ураганные ветры и двадцатиградусные морозы, но людей из подмосковного аэроклуба «Игра с гравитацией» подобные «мелочи» не останавливают.

Конечно, байкальский лед тоже не всегда идеальная взлетно-посадочная площадка. Хорошо, если есть большой ровный участок, покрытый снегом, но бывает и лед, лишенный снежного покрова, слишком скользкий для удобного взлета, и громоздящиеся на 100–300 м от берега торосовые поля, и мешающие движению трещины. И все же для тех, кто решился облететь озеро по периметру, это единственный вариант.

«Байкальская кругосветка» состоялась в 2023 году и была приурочена к 100-летию создания первого ранцевого парашюта Глебом Евгеньевичем Котельниковым. Во время Перелета–2020 Байкал зацепили лишь по краешку, с юга. От Иркутска летели до поселка Култук, оттуда на Слюдянку, потом была стоянка близ Байкальска, а дальше путь лежал к Улан-Удэ. Теперь Култук стал отправной и завершающей точкой маршрута. Общая его протяженность равнялась примерно 1500 км. Не так уж много для наших парапланеристов, если не принимать во внимание сложнейшие погодные условия.

Для подготовки экспедиции была проделана огромная работа. Прежде всего нужно было собрать сведения о местности и особенностях погоды, обобщить опыт тех, кто знаком с Байкалом не понаслышке. Местные парапланеристы сообщили много полезного, но никто из них не предпринимал столь масштабного путешествия, и многие отнеслись к затее скептически, хотя, конечно, были рады помочь.

Всю зиму тренировались в родном Турове, и тут природа со своей стороны постаралась, чтобы участники экспедиции подготовились как следует. Сначала выпало много снега, потом он весь растаял, потом замерз, и летное поле превратилось в сплошной каток, так что условия тренировок были максимально приближены к боевым.

Одной из задач экспедиции стало испытание новых мотопарапланов TitanGoods: модель GTS с S рогами и GT с верхним мягким подцепом. Также в путешествие по периметру Байкала отправился паралет «СКАТ-2» компании «ПАРААВИС» с двигателем РМЗ550 (двухцилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения).

Фото: Андрей Таничев

Очень важно было решить вопрос сопровождающего транспорта, ведь планировались стоянки в труднодоступных далеких от цивилизации местах, где зимой не заночуешь без хорошего походного снаряжения. Тут местные могли поделиться опытом. В конце зимы по льду Байкала прокладывают туристические автомобильные маршруты, хотя их нельзя назвать простыми и полностью безопасными. На одной машине такими маршрутами не ездят. Обязательно должна быть вторая для подстраховки. Легко можно поломаться или застрять где-нибудь в торосах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Ольга Дибцева: «Жизнь одна — играй сейчас» Ольга Дибцева: «Жизнь одна — играй сейчас»

Ольга Дибцева о том, почему никогда не сыграет жестокость к детям

Караван историй
Весна в Нижегородской области: град Китеж, усадьба Пушкина, замок Шереметевых Весна в Нижегородской области: град Китеж, усадьба Пушкина, замок Шереметевых

Главные точки притяжения Нижегородской области

Караван историй
Это сладкое слово «секреты» Это сладкое слово «секреты»

Какие секреты в деле убийства Кеннеди еще не были рассекречены?

Дилетант
Перед церемонией Перед церемонией

Фотография, за которую Барбара Кинни удостоилась премии World Press Photo

Дилетант
8 распространенных ошибок, которых следует избегать для получения максимальной пользы от кофе 8 распространенных ошибок, которых следует избегать для получения максимальной пользы от кофе

Несколько кофейных ошибок, которые могут негативно сказаться на вашем здоровье

ТехИнсайдер
Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла» Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла»

Я актриса, которая может свою роль срежиссировать сама

Коллекция. Караван историй
Россия в фарфоре Россия в фарфоре

Истории страны в коллекциях ИФЗ

Weekend
Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает

Кросс-промо: как найти хорошего партнера и построить успешную коллаборацию

Inc.
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Это мой город Это мой город

Признания в любви Петербургу и прочие практические советы

Weekend
Лев Додин и все выпускники молодой студии Льва Додина Лев Додин и все выпускники молодой студии Льва Додина

Патриарх петербургской театральной сцены и худрук Лев Додин

Собака.ru
Нежаркие тропики Нежаркие тропики

Визуальным кодом квартиры стали зелёные оттенки и тропические принты

Идеи Вашего Дома
Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия

Как и когда хирургия стала щадящей?

ТехИнсайдер
С усилием, но без насилия (над собой) С усилием, но без насилия (над собой)

10 «наивных вопросов» про потенциал человека

Psychologies
Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур» Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур»

Какое влияние стимулирование креативных индустрий оказывает на экономику

Ведомости
Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы

Стоит ли возвращать уволившихся сотрудников, и как это правильно сделать

Forbes
Тихон Жизневский Тихон Жизневский

Ну, он! Главный российский супергерой (и гринфлаг!) — Тихон Жизневский

Собака.ru
Ад и рай Чехова Ад и рай Чехова

Дом-музей Антона Чехова — как жил и творил великий писатель?

Отдых в России
Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи

Гонщик Формулы-1 — не просто водитель, он настоящий спортсмен

ТехИнсайдер
FORTUNA 812 FORTUNA 812

SoundCloud-рэп снова в топе благодаря FORTUNA 812

Собака.ru
Нужно – и точка! Нужно – и точка!

9 продуктов, которые необходимы на любой диете

Лиза
Их разыскивает… Их разыскивает…

Кто, по мнению несогласных с официальной версией, мог убить Кеннеди?

Дилетант
Кто вы, мистер Освальд? Кто вы, мистер Освальд?

В биографии Ли Харви Освальда всё ещё очень много белых пятен и мифов

Дилетант
Сказка джунглей Сказка джунглей

Как создать в своей квартире тропическую атмосферу

Лиза
Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков

Разбираемся, как понять, что магния стало катастрофически мало

ТехИнсайдер
Стандартная модель устояла под натиском измерений Стандартная модель устояла под натиском измерений

Итоги грандиозного международного эксперимента Muon g-2

Монокль
Как путешествия меняют нас: 5 не заметных глазу трансформаций Как путешествия меняют нас: 5 не заметных глазу трансформаций

Как путешествия влияют на наше ментальное и физическое здоровье?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении