Маркетплейсы бросают вызов традиционным кредитным организациям

ДеньгиБизнес

Банки из доставки

Маркетплейсы бросают вызов традиционным кредитным организациям

Текст Вероника Хохлова

Название

За последние три года банки маркетплейсов продемонстрировали феноменальный рост. Судя по всему, они и дальше будут укреплять позиции на банковском рынке, составив конкуренцию традиционным крупным игрокам.

Уверенный старт

Банки на базе маркетплейсов — новые игроки, которые встряхнули финансовый сектор и продемонстрировали новые форматы взаимодействия с клиентами.

«Озон-банк с конца 2023 года нарастил активы в 3,5 раза и поднялся с 77-го места по активам до 35-го. Яндекс-банк за тот же период увеличил активы в 4,7 раза и поднялся на 51-е место с 121-го. Вайлдберриз-банк поднялся с 245-го до 91-го места»,— перечисляет старший аналитик банка «Уралсиб» Наталия Березина. Рост их активов за прошедшие три года в ПСБ называют феноменальным — с 4 млрд руб. суммарно по трем банкам на 1 января 2022 года до 480 млрд руб. на 1 апреля 2025-го (по данным отчетности с сайта ЦБ).

Эти банки не только динамично растут, но и создают базу для дальнейшего развития. По данным экспертов ФБК, которые специально для «Денег» проанализировали финансовые результаты тройки банков e-commerce, Вайлдберриз-банк нарастил активы за 2024 год с 3,1 млрд до 57,1 млрд руб.; Яндекс-банк — с 31,4 млрд до 124,5 млрд руб. Лидером по абсолютному объему активов за этот период стал Озон-банк — с 75,9 млрд до 265,5 млрд руб. Параллельно с активами внушительно за отчетный период выросли и средства клиентов, подсчитали в ФБК: Озон-банк лидирует по абсолютному объему привлеченных средств — 212,9 млрд руб. Яндекс-банк увеличил клиентские средства на 360%, до 101,2 млрд руб. Вайлдберриз-банк — на 482%, до 14,4 млрд руб. «Этот рост свидетельствует о растущем доверии и вовлеченности клиентов в финансовые продукты маркетплейсов»,— считают эксперты ФБК.

Еще один важный маркер развития, отметили в ФБК,— укрепление капитальной базы: Вайлдберриз-банк демонстрирует рост капитала на 4253% (с 483 млн до 21 млрд руб.). Озон-банк обладает наибольшим размером капитала в 32,8 млрд руб. (рост 181%). Яндекс-банк нарастил капитал на 147%, до 15,9 млрд руб. «Рост капитала обеспечивает банкам необходимую устойчивость для дальнейшей экспансии и покрытия рисков»,— поясняют эксперты ФБК данные по РСБУ за 2024 год.

Врожденные преимущества

Несмотря на впечатляющий рост, по итогам 2024 года эти банки занимают лишь 0,2% в общих активах банковской системы, отмечает управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич. Стремительное развитие банков маркетплейсов связано с низкой стартовой базой — практически нулевой три года назад, уточняет он.

Сфера их влияния также ограничена: кэптивные банки выполняют в первую очередь задачи, необходимые для обеспечения основной деятельности маркетплейсов, считают участники рынка. «Маркетплейсы за счет влючения в свою бизнес-структуру банка смогли замкнуть на себе активы и пассивы клиентов. Причем банкам не надо заниматься привлечением клиента — это за них делают сами торговые площадки»,— объясняет директор по инновациям банка «Синара» Виталий Копысов. Сейчас эти банки работают в сфере повседневного банкинга, то есть осуществляя платежи, переводы, возможно, формируя небольшие накопления на сберегательных счетах. «Именно в этом сегменте у них есть максимальные конкурентные преимущества. Здесь уже есть большая клиентская база: клиент уже есть, нужно лишь кросс-продать ему банковские услуги»,— согласен глава Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, партнер-эксперт «Яков и партнеры» Илья Иванинский.

Эксперты считают, что наиболее конкурентны эти банки в сегменте рассрочки или BNPL (Buy now pay later — «Покупай сейчас, плати потом», англ.). «Все банки, работающие с маркетплейсами, предлагают рассрочку как часть набора своих услуг»,— уточняет господин Иванинский. Кроме того, кэптивные банки работают с малым и средним бизнесом, в первую очередь — с селлерами на маркетплейсах. Илья Иванинский поясняет математику бизнеса: «Сейчас стоимость привлечения клиента на рынке, даже на самый простой банковский продукт (например, дебетовую карту), составляет несколько тысяч рублей. Эта цифра может варьироваться у разных банков, но в целом она высока. У банков-маркетплейсов эта стоимость существенно ниже, так как клиент уже находится внутри экосистемы».

Есть куда расти

Банки маркетплейсов собираются развиваться. «Озон-банк — полноценный банк с универсальной лицензией ЦБ, широкой линейкой финансовых сервисов, мы конкурируем со всеми игроками на рынке за клиента»,— уточняют в Озон-банке. Там признают, что вначале привлечь клиентов банку помогли маркетплейс и продукт «Ozon Карта». «Но сейчас ключевое — это выгодные условия и удобные финансовые продукты. И мы видим, что количество активных клиентов с каждым кварталом все выше, есть аудитория, которая пришла не через маркетплейс. Например, клиентов-физиков привлекают хорошие ставки по накопительным счетам и вкладам, кешбэк, простое и удобное приложение банка. В первом квартале 2025 года мы также подошли к важному рубежу: уже 50% оборота по „Ozon Картам“ пришлось на внешние операции, не связанные с Ozon. Иными словами, клиенты банка уже используют его для повседневных целей»,— поясняет представитель банка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине

Как и для чего собирают и расшифровывают геномы в проекте «100 000 + Я»

Ведомости
Китайская оценка Китайская оценка

«Русал» получил третий китайский рейтинг в этом году

Ведомости
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
«Астероиды: рожденные пламенем» «Астероиды: рожденные пламенем»

Как ученые научились анализировать состав астероидов

N+1
Гибридный интеллект Гибридный интеллект

Как ИИ меняет социологию и сближает количественный и качественный подход

Ведомости
ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами

Что мешает встретиться на рынке ИЖС застройщикам и покупателям

ФедералПресс
Биомаркеры болезней сердца предсказали риск возникновения рака Биомаркеры болезней сердца предсказали риск возникновения рака

Какие биомаркеры сердечно-сосудистых заболеваний могут ускорять развитие рака

N+1
Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера? Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера?

Альцгеймер: как распознать на ранних этапах и встречается ли он у молодых?

Правила жизни
Аптечка в отпуск Аптечка в отпуск

Базовая аптечка на отдых, собранная по рекомендациям врачей

Здоровье
Вячеслав Макаров: «Моя свадьба будет тихой и уютной» Вячеслав Макаров: «Моя свадьба будет тихой и уютной»

Артист Вячеслав Макаров – о скрытых недостатках и эмоциональных качелях

VOICE
Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники

Какие подводные камни ждут тех, кто только задумывается о запуске клиники

Inc.
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
Уютный аскетизм Уютный аскетизм

Интерьер в стиле софт-минимализм с органично вплетённой японской темой

Идеи Вашего Дома
Токари без кодеров Токари без кодеров

Каких айтишников не хватает промышленности России?

Ведомости
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии

Как общество относится к рассказам женщин о травматичном опыте?

Forbes
Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне

Ученые изучили корабль «Сан-Хосе» и его хрупкие останки

ТехИнсайдер
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Все оттенки приватности: как не превратить забор вокруг дома в клетку Все оттенки приватности: как не превратить забор вокруг дома в клетку

Как при установке забора или шлагбаума у дома не нарушить закон

Inc.
Как устроена young adult-литература: герои, темы и топ-жанры Как устроена young adult-литература: герои, темы и топ-жанры

Чем отличается янг-эдалт от взрослой прозы?

Maxim
В ожидании телепортации В ожидании телепортации

Передовые технологии помогут сблизить скорость данных и перемещений

Монокль
Защитники нейросетей Защитники нейросетей

Спрос на специалистов по безопасности ИИ вырос в 4 раза

Ведомости
Всё не так однозначно… Всё не так однозначно…

И 60 лет спустя конспирология в убийстве Кеннеди никуда не делась

Дилетант
Как начать переписку с девушкой, чтобы она точно ответила Как начать переписку с девушкой, чтобы она точно ответила

Лучшие заменители опостылевшего всем «Привет! Как дела?»

Maxim
Ксения Прихотько Ксения Прихотько

Довлатовед Ксения Прихотько расписала модную типологию петербуржцев

Собака.ru
Омнимодальность — главный тренд в сфере ИИ Омнимодальность — главный тренд в сфере ИИ

Как формируется новая культура потребления

Эксперт
Выход за рамки Выход за рамки

Изысканная интерпретация классики с элементами ар-деко и минимализма

SALON-Interior
Ольга Таратынова Ольга Таратынова

Как Ольга Таратынова возвращает памятники архитектуры из послевоенных руин

Собака.ru
Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя

Как фильм «Питер FM» ввел моду на сентиментальный Петербург

СНОБ
Открыть в приложении