Как мы будем покупать вещи в будущем
Шопинг никогда не будет прежним. На смену кассирам приходят умные тележки и роботы, а продавцов-консультантов заменят смарт-зеркалами и голограммами.
В октябре 2017 года в разговоре с акционерами Джек Ма, миллиардер и основатель китайского цифрового гиганта Alibaba, придумал выражение «новый ретейл», которым описал слияние двух миров – реальных и онлайн-покупок. Все сказанное было больше похоже на китайскую розовую мечту, на очередной мотивирующий спич, цель которого – стрясти с богачей побольше денег. Но Ма говорил не о будущем, а о настоящем. Уже через пару месяцев владелец Alibaba анонсировал открытие в Китае тысячи умных магазинов в течение ближайших пяти лет.
От азиатского собрата не отстает и его американский конкурент. Компания Amazon уже построила супермаркеты Go, где нет кассиров и продавцов. Приложив к турникету на входе смартфон с открытым на экране штрихкодом из приложения Amazon, вы попадаете в торговый зал, где просто складываете в свою сумку, рюкзак или карманы понравившиеся товары и выходите через тот же турникет на улицу. Магазин с помощью камер, датчиков и искусственного интеллекта фиксирует все действия покупателей и сначала складывает товары в онлайн-корзину, а потом, когда человек покидает зал, списывает цену покупок с его карточки.
Мы уже привыкли оплачивать товары с помощью смартфона и заказывать доставку онлайн. Теперь нас ждет следующий виток прогресса. Розничная торговля, некогда толкавшая вас к импульсным покупкам с помощью скидок и акций, все активнее использует новые технологии. По пути Alibaba и Amazon уже идут Nike, IKEA, Walmart и другие компании.
Товар руками не трогать
Роботы почти расправились с людьми на кассах. Их следующая цель – выкладка товара.
Сканеры и автоматические кассы должны были отнять хлеб у сотрудников супермаркетов, но даже в Amazon Go пока не могут обойтись без людей – человек нужен, чтобы пополнять товар на полках и проверять паспорт у жаждущих табака и алкоголя. Правда, это до поры до времени. По словам Джереми Кинга, технического директора Walmart, ретейлеры теряют миллиарды долларов в год, потому что люди уходят на перекур, в туалет, говорят по телефону и забывают о своих обязанностях. «Роботы быстрее и точнее», – быстро и точно говорит Кинг.
В сети Walmart уже тестируют 50 андроидов, которые сканируют полки и сообщают сотрудникам о пустых ячейках или просроченном товаре. Но даже роботизированное будущее вряд ли полностью избавится от человека. Джеймс Кливленд, основатель компании Cozy, создающей роботов-инспекторо-в, говорит: «-Андроидов можно запрограммировать при-возить продукты к нужным полкам. Но они до сих пор не научились складывать товары в пакеты».
Голограммы продавцов уже здесь
В мае 2018 года в торговом центре Westfield на востоке Лондона прошло световое шоу «Секреты империи», посвященное «Звездным войнам». То там, то тут из ниоткуда возникали голограммы роботов R2-D2 и C-3PO, в создании которых поучаствовала лаборатория ILMxLab – подразделение основанной Джорджем Лукасом (кем же еще?) компании Industrial Light and Magic. Виртуальную реальность все чаще используют в торговых центрах, чтобы увеличить приток покупателей. Помимо этого проекта ILMxLab разработали виртуальную модель для лондонской Недели моды, которая появлялась на подиуме и взаимодействовала с реальными манекенщиками. По словам Мохена Лео, директора направления иммерсивного контента в ILMxLab, похожие технологии вскоре могут появиться в супермаркетах или ресторанах. Скажем, Рональд Макдональд, немного похожий на привидение, любезно поможет вам с выбором бургера.
Подписчики рулят
Кредиты и лизинг в прошлом, как и другие схемы покупки машин. На смену автовладельцам приходят автоподписчики. В начале года Lexus объявил о том, что в Японии автомобили марки можно будет использовать по подписке, в которую включены ТО, страховка и налоги. В России в конце лета свой сервис по подписке анонсировала компания Hyundai. С октября будут доступны кроссоверы Creta, Tucson, Santa Fe и микроавтобус H-1. На выбор три тарифа: City (1–24 часа), Country (1–31 день) и Freedom (1–12 месяцев). Главная прелесть в том, что все оформление происходит онлайн – достаточно загрузить в приложение для iOS или Android документы и выбрать модель и тариф. В этом отличие от схожей программы Volvo, для участия в которой нужно ехать в офис. Платформа Hyundai Mobility Lab разрабатывается совместно с фондом «Сколково».
Куда ступала нога человека
Компания Pavegen производит умную плитку, которая следит за каждым вашим шагом.
Лоренс Кемболл-Кук придумал Pavegen в своей спальне, еще будучи студентом факультета промышленного дизайна в Университете Лафборо. Он задался вопросом: как раздобыть чистую энергию для ночного освещения большого города, где не приживаются солнечные панели и ветряные мельницы? Решение оказалось небанальным – Кемболл-Кук придумал получать энергию из шагов. Он разработал напольную плитку, которая может генерировать небольшое количество энергии, если на нее наступить (в последней версии Pavegen удается получать до 3 Дж за шаг). Когда изобретатель установил демоверсию плитки в школе, где когда-то учился, то заметил, что дети стали с радостью носиться по коридорам. «Они перестали просиживать перемены в классах», – улыбается он.