Как инвестбанкир Евгений Коган стал медиаперсоной и зарабатывает на личном бренде
«Та популярность и известность, которая у меня сейчас есть, помогает — меня и на улицах узнают», — говорит Forbes Евгений Коган. Инвестбанкир и профессор ВШЭ известен как автор Telegram-канала Bitkogan почти с 300 000 подписчиков, YouTube-канала Bitkogan Talks, а также курсов и вебинаров, обучающих торговле на фондовом рынке. Сколько он зарабатывает и как стал главной финансовой звездой в Telegram?
Поздним вечером на московскую автомойку заезжает белый BMW X5 и останавливается в одном из боксов. Из автомобиля выходит плотного сложения бородатый мужчина и, обойдя машину, заговаривает с сотрудницей автомойки. И вдруг кидается на нее и пытается затолкать в машину. Девушке удается вырваться, окатив его водой из шланга. В незадачливом похитителе, который зачем-то таскает в старинном саквояже белую ручную крысу, можно узнать финансиста Евгения Когана. Хорошо, что дело происходит не в реальности, а в фильме «Юнгфрау», снятом выпускницей ВГИК Аглаей Курносенко по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». Фильм не стал популярным. Коган, сыгравший в нем одну из главных ролей, — киноактер так себе. Зато он отличный актер в жизни, талантливый маркетолог и медиаперсона.
Теперь инвестбанкир и профессор ВШЭ больше известен как автор Telegram-канала Bitkogan почти с 300 000 подписчиков, YouTube-канала Bitkogan Talks, а также курсов и вебинаров, обучающих торговле на фондовом рынке. Суммарно аудитория завсегдатая страниц и радиоволн деловых СМИ, по оценкам самого Когана, составляет около 1 млн человек.
Игрок второго эшелона
Коган начинал карьеру в Израиле, он переехал туда в 1990 году под фамилией Свердлов, которую в 1987 году позаимствовал у жены по совету родителей, посчитавших, что в Советском Союзе так будет проще делать карьеру. В Израиле Свердлов работал советником по инвестициям в банке Union Bank of Israel. Через шесть лет вернулся в Россию, а еще через два года попал в инвесткомпанию «ЦентрИнвест», специализировавшуюся на торговле акциями второго эшелона. Операции с этими бумагами в России в 1995 году начал Дэн Рапопорт, американский инвестбанкир латвийского происхождения, погибший в 2022 году в Вашингтоне.
Коган проработал в «ЦентрИнвесте» пять лет и ушел, когда компания растеряла завоеванные позиции: в 2003 году из первой десятки крупнейших профучастников по объему сделок с ценными бумагами она скатилась на 61-е место. Но Коган сохранил любовь к акциям второго эшелона.
В 2007 году, когда Коган снимался в фильме «Юнгфрау», он, вернув себе фамилию отца, возглавлял инвестиционную компанию «Антанта Капитал», которую создал вместе с Александром Бабаяном, бывшим коллегой и начальником в компании «ЦентрИнвест», и Александром Гайдамаком, сыном израильского предпринимателя Аркадия Гайдамака. «Антанта Капитал» занималась, по сути, тем же, что и «ЦентрИнвест», — торговала акциями небольших компаний.
«Антанта» гремела и неслась на всех парусах, а я начал зарабатывать первые реальные деньги», — вспоминал Коган в одном из интервью в 2011 году. По итогам 2005 года компания занимала 21-е место на бирже по объемам торгов — 61 млрд рублей. У лидера рынка оборот был в 2–2,5 раза больше. Так продолжалось до 2008 года, когда российский фондовый рынок рухнул вслед за ипотечным кризисом в США и обвалом структурированных ипотечных облигаций. После этого активность на рынке акций второго и третьего эшелона упала до нуля, и Александр Гайдамак, основной акционер компании, решил закрыть этот бизнес — распродать оставшиеся активы и вывести деньги.
В 2011 году вместе с Игорем Моряковым, выходцем из «Тройки Диалог», Коган основал инвестиционную компанию «Московские партнеры». Он и Моряков в начале 2000-х входили в совет директоров биржи РТС. По сути, это было возрождение старого бренда — такая компания существовала с 1992 по 1998 год и была одним из крупнейших маркетмейкеров на рынке облигаций государственного внутреннего валютного займа, но потом потеряла лицензию.