Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными
Конституционный суд признал права франчайзи продавать не только товары франчайзера, но и продукцию его конкурентов, выяснил «Коммерсантъ». Но только если речь идет о доминирующей на рынке продукции

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может во внесудебном порядке признать положения договоров коммерческой концессии, по которым оформляется продажа франшиз, противоречащими закону, если они запрещают франчайзеру-покупателю доминирующей продукции приобретать еще и товары конкурентов. Как выяснил «Коммерсантъ», это следует из решения Конституционного суда (КС) по жалобе одного из крупнейших производителей линолеума в России — АО «Таркетт Рус».
По данным компании, мощность двух ее предприятий — более 120 млн кв. м линолеума в год. «Таркетт Рус» пыталась отстоять право запрещать своим дистрибуторам-франчайзи рекламировать, реализовывать и хранить на складе аналогичные товары других производителей. Неустойка за первое нарушение составляла 500 000 рублей, за повторные — 1 млн рублей.
ФАС предписала «Таркетт Рус» убрать эти условия, увидев в них нарушение закона о защите конкуренции. Производитель пытался оспорить акты ведомства в арбитражных судах, но потерпел неудачу, поэтому обратился в КС.