Как компания Эрен Озмен планирует производить уникальные самолеты

ForbesБизнес

Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»

Моника Хантер-Харт

Эрен Озмен (Фото Jan Woitas / dpa / picture-alliance)

Турчанка Эрен Озмен эмигрировала в США студенткой в 1980-х и подрабатывала, убираясь в офисе Sierra Nevada Corp., а в 1994-м вместе с мужем купила эту компанию и вывела ее из кризиса. Теперь Sierra Nevada Corp. будет производить самолеты, которые могут находиться в воздухе даже в случае ядерного взрыва. Раньше производством и обслуживанием таких кораблей занимался Boeing, но фирма Озмен выиграла новый контракт. Для Sierra Nevada Corp. с выручкой порядка $2 млрд такая сделка ― гигантский скачок вперед. Forbes USA рассказывает, как Эрен планирует осуществлять этот сложный и дорогостоящий проект.

Компания Эрен Озмен под названием Sierra Nevada Corp. годами боролась за контракт стоимостью $13 млрд на строительство новых самолетов «Судного дня». Теперь репутация миллиардерши (и заодно финансовое положение фирмы) зависят от того, удастся ли ей выполнить крайне непростой маневр в аэрокосмической отрасли: осуществить сложный правительственный проект высшей степени секретности, уложившись в установленные сроки и выделенный бюджет.

Широко улыбаясь, 66-летняя председательница совета правления и совладелица Sierra Nevada Corp. Эрен Озмен пританцовывает под звуки поп-фанка, разносящегося со сцены банкетного зала в гостинице Sheraton Denver Downtown. Этим ранним апрельским утром она открывает ежегодный «лидерский форум» под эгидой своей фирмы и, хлопая в ладоши перед почти шестиметровым LED-экраном, призывает 300 с лишним сотрудников подняться со своих мест и немного размяться.

Песня Happy Фаррелла Уильямса как нельзя лучше отражает настроение их начальницы, ведь та абсолютно уверена, что компания в сфере аэрокосмической обороны, которую она приобрела вместе с мужем Фатихом в 1994 году, выиграет престижный контракт с Военно-воздушными силами США на проектирование новых самолетов «Судного дня». Они представляют собой защищенные летающие командные пункты для высшего военного и политического руководства страны на случай ядерной войны и других катастроф — например, столкновения с астероидом.

Модель E-4B (один из существующих самолетов «Судного дня») готовится к дозаправке в воздухе в мае 2024-го (Фото Сodie Trimble·AIR FORCE)

И в самом деле, через 22 дня после мероприятия, а именно 26 апреля, проект доверили Sierra Nevada Corp. Какую песню ждать в следующем году? «Думаю, We Are the Champions», ― отвечает Озмен.

Контракт на сумму $13,1 млрд подписали на 12 лет. Для частной организации, в прошлом году заработавшей всего $2 млрд, это грандиозное достижение. Очень долго предприятие со штаб-квартирой в Спарксе, штат Невада, прочно сидело в среднем сегменте отрасли — отсюда до гигантов индустрии, включая Lockheed Martin с выручкой в $67,6 млрд и Northrop Grumman с $39,3 млрд, было как до Луны. Корпорация Boeing с годовой выручкой порядка $77,8 млрд, обороты которой почти в 40 раз превышают показатели Sierra Nevada Corp., считалась безусловным фаворитом тендера, поскольку четыре нынешних самолета «Судного дня» E-4B в далеких 1970-х спроектировала именно она. С тех пор производитель выполняет контрактные обязательства по их эксплуатации и ремонту, получая на это около $150 млн ежегодно. Их фирменные широкофюзеляжные судна 747-8 с четырьмя двигателями считались лучшими моделями для перехода к следующему поколению бортов. В рамках новой закупки выбранному подрядчику поручат модернизировать восемь судов Boeing, уже находящихся в эксплуатации.

Победа Sierra Nevada Corp. некоторых очень удивила. «Можно было посмотреть на все факторы и с полной уверенностью сказать: «Ну да, все достанется Boeing», ― считает оборонный аналитик Американского института предпринимательства Тодд Харрисон.

«Очень важно просчитывать риски, ― рассуждает Озмен, которая, следуя этому принципу, сделала свое предприятие крупнейшим в Америке оборонным подрядчиком, принадлежащим женщине. ― Это значительный аспект предпринимательской деятельности. Без него можно только плыть по течению, но не задавать направление самому».

Gulfstream слишком маленький для серии «Судного дня». У военных США в ходу модернизированные модели 747-8, где можно разместить 400 с лишним пассажиров. Но министр обороны США далеко не единственный, кто любит пространство. Julia Demaree Nikhinson / AP / TASS

Борьба за контракт

Контракт на создание так называемого Центра воздушных операций, защищенного от ядерных ударов, был сопряжен со множеством трудностей технического и организационного характера. Чтобы вырвать договор из-под носа у Boeing, Озменам пришлось согласиться выполнить небольшую часть проекта по фиксированной цене, а любое ее превышение покрывается за их собственный счет. Для амбициозной фирмы это может оказаться большим испытанием, ведь точно такие же условия обернулись убытками на $2 млрд (а потом и еще больше) для бухгалтерии Boeing при проектировании сильно отстающих по срокам президентских «Бортов номер один» (Air Force One) нового поколения. Но есть и положительный момент: в отличие от предыдущей сделки, фиксированная цена у Sierra Nevada Corp. будет распространяться только на этап изготовления, а значит, незапланированные расходы на стадии проектирования брать на себя ей, скорее всего, не придется.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта

Падел: за что эту игру так полюбили и как она меняет спортивный ландшафт?

Forbes
Как Аватар пришел на помощь Чебурашке Как Аватар пришел на помощь Чебурашке

Как пиратский прокат фильмов позволяет кинотеатрам закрывать финансовую брешь

Монокль
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
«Папа умер в субботу»: драма о том, как понять и простить собственную семью «Папа умер в субботу»: драма о том, как понять и простить собственную семью

Как картина «Папа умер в субботу» оказывается пронзительным фильмом о прощении

Forbes
Как нас обманывает Disney: чем на самом деле заканчиваются популярные детские сказки Как нас обманывает Disney: чем на самом деле заканчиваются популярные детские сказки

Почти у каждой сказки, которую вы читали в детстве, есть версия 18+...

ТехИнсайдер
Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной

Вера Мухина: именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР

Правила жизни
Широкий русский Широкий русский

«Анора»: каннский победитель в прокате

Weekend
«Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями «Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями

Что скрывается за образом вампира, есть ли самобытность у российских монстров?

СНОБ
Как 20 лет назад фильм «Пила» положил начало одной из главных хоррор-франшиз ХХI века Как 20 лет назад фильм «Пила» положил начало одной из главных хоррор-франшиз ХХI века

Кинокритик разбирается в феномене «Пилы» и ее роли в массовой культуре

Forbes
Переславль-Залесский Переславль-Залесский

Славный городок, уютно расположившийся на берегу Плещеева озера

КАНТРИ Русская азбука
Необычайные приключения одной теории Необычайные приключения одной теории

Почему теория Дарвина не дает покоя стольким умам, профессиональным и досужим?

Знание – сила
Не кошкин дом: как спасают животных на стройках и в зонах реконструкции Не кошкин дом: как спасают животных на стройках и в зонах реконструкции

Можно ли гуманно справиться с проблемой бездомных животных в России?

Forbes
Начинаем перезагрузку Начинаем перезагрузку

9 работающих советов по психологии, которые ты упорно игнорируешь

Лиза
Зачем нам ловить нейтрино? Зачем нам ловить нейтрино?

Что удалось понять про нейтрино и как это было, — в беседе с Валерием Петковым

Наука и жизнь
Тайны цирковой династии Кио Тайны цирковой династии Кио

Разобраться в хитросплетениях семейных связей династии Кио очень нелегко

Коллекция. Караван историй
Все краски бизнеса Все краски бизнеса

В чем отставание от времени красных организаций и каковы перспективы бирюзовых

РБК
Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше

Где должен быть установлен капитанский мостик — на корме или на носу корабля?

ТехИнсайдер
Город Геркулеса Город Геркулеса

Геркуланум уничтожило – и сохранило для нас – то же извержение Везувия

Вокруг света
Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах

Как актер Александр Горчилин оказался в центре конструктивизма

РБК
Не целуйте любимых в уши! Из-за этого можно оглохнуть: вот что говорят эксперты Не целуйте любимых в уши! Из-за этого можно оглохнуть: вот что говорят эксперты

Вот как ваш поцелуй может сказаться на органах слуха любимого человека

ТехИнсайдер
А что после? А что после?

4 распространенных сценария возникновения постапокалипсиса на Земле

Лиза
Тихо! Это роскошь Тихо! Это роскошь

В последние 20 лет тема роскоши вышла на первый план в дизайнерской среде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед» Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед»

Как IT-компании учатся быть устойчивыми и почему финансовый сектор не «зеленеет»

РБК
Образ жизни без кредита у организма Образ жизни без кредита у организма

Сеть клиник Biorise осваивает биохакинг

Монокль
«Не могу ни спать, ни работать, пока муж в командировке» — это уже созависимость? «Не могу ни спать, ни работать, пока муж в командировке» — это уже созависимость?

Где грань между привязанностью и созависимыми отношениями

Psychologies
Историк о диалоге как пути мировой культуры Историк о диалоге как пути мировой культуры

Какую роль играет умение обращать свои мысли к собеседнику?

РБК
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Увидеть новый Ford и умереть? Ну, почти умереть – на обратном пути, от усталости

Автопилот
Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища» Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища»

Последнее интервью Инны Чуриковой и фрагменты ее архивов

Коллекция. Караван историй
Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация

Не стоит забывать об одном риске IT-компании — «забытой» автоматизации

Forbes
«У нас сохранилась практика раскрытия информации» «У нас сохранилась практика раскрытия информации»

Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

РБК
Открыть в приложении