Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной
Вера Игнатьевна Мухина, возможно, главный советский скульптор, несмотря на то что большинство ее проектов так и остались на уровне идей и эскизов. Именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР, но ими, конечно, ее работа не ограничивалась. Рассказываем еще несколько не самых очевидных фактов о художнице.
Веру Мухину мы знаем в первую очередь как автора «Рабочего и колхозницы» и граненого стакана (хотя, напомним, стакан скульптор вовсе не изобрела, а усовершенствовала предмет еще петровских времен под нужды советского пищепрома), но, конечно, этими двумя памятниками ее творческий масштаб не ограничивался. Мухина была безусловно талантливым художником, пробовала себя в разных направлениях — например, создавала одежду вместе с модельером Надеждой Ламановой (на парижской выставке 1925 года их совместная коллекция взяла Гран-при) и придумывала выкройки повседневной практичной одежды. Были в ее практике и иллюстрации, графический дизайн. Но именно крупная пластика в результате стала ее основной страстью и призванием.
Интересная история получилась с семейной жизнью Мухиной: она вышла замуж за врача Алексея Замкова по любви и вопреки чаяниям родственников. Замков был создателем первого в мире гормонального препарата «Гравидан», который в те времена стал чуть ли не эликсиром молодости и пользовался небывалой популярностью, — благодаря этим разработкам врач стал одним из главных прототипов булгаковского профессора Преображенского. Слава мужа подсвечивала и саму Мухину: к началу 1930-х годов она была уже заслуженным скульптором, но знаменитый супруг добавил весу ее имени. Благодаря этому, например, Мухину по первой же просьбе принял Максим Горький, встречи с которым многие художники и писатели добивались месяцами. После общения с Мухиной в 1933 году Горький написал ходатайство в ЦК о помощи скульпторам — попросил выделить им стипендии и передать под мастерские помещения