Гоша Куценко об «Инсомнии» и о соперничестве с зарубежными фильмами

GQЗнаменитости

Гоша Куценко – об «Инсомнии», гипнозе, цензуре и российском кино

А также о соперничестве с зарубежными фильмами, об онлайн-кинотеатрах и их будущем в России.

Мария Сербина

Nodia Ilya

Месяц назад на одном из стриминговых сервисов состоялась премьера сериала «Инсомния» сценариста и режиссера Ольги Френкель. Это мистический детектив, в котором Гоша Куценко сыграл удивительного и весьма успешного психиатра-гипнотерапевта. Его главный герой Юрий действительно помогает людям – заставляет их под гипнозом вспоминать свои прошлые жизни и забытые моменты жизни нынешней. Единственный пациент, которого он не может вылечить, – это он сам.

Юрий страдает от бессонницы и кошмаров, в которых видит девушку – и не одну. Кто они и как связаны с героем? А главное, почему они не дают ему покоя и буквально сводят с ума (вместе с ним сходит с ума и зритель, погружаясь в атмосферу постоянных видений и галлюцинаций)? Собственные проблемы (в отличие от проблем своих клиентов) герой решает отнюдь не медицинскими методами. Он направляется в бар, желая расслабиться и наконец уснуть. Но лишь находит дополнительные приключения на свою голову – благодаря знакомству с загадочной Анной.

Совсем скоро «Инсомния» выходит на телеэкраны. Тем временем мы пообщались с Гошей Куценко и узнали, чем телеверсия отличается от того, что показывают в интернете, почему за онлайн-платформами будущее, как изменился российский кинематограф за последние три года и зачем актер ходил к экстрасенсам.

ee4c79
Кадр из сериала «Инсомния»

GQ: Год назад в одном из интервью вы сказали, что выбираете проекты по сценарию. Что особенного было в «Инсомнии»?

Куценко: Когда я познакомился с Ольгой Френкель, мы разговорились о наших планах. Я рассказал ей о своих работах, в том числе о моем сценарии про сны. Оказалось, у нее тоже был проект про бессонницу и видения – он как раз запускался. Я прочитал сценарий, и в моем воображении случилась такая же премьера, что и на зрительских экранах в начале октября.

Мне кажется, качество сценария выражается в том, насколько он визуализируется. Я увидел все, что было написано. Меня удивило количество поворотов и необычность жанра для нашего кинематографа. Понял, что такой картины у нас не было – и в этом ее смелость. Конечно, подобное кино есть на Западе, но я его особо не смотрю. Не люблю психологические триллеры. У меня и у других артистов происходит некоторая психологическая нагрузка – профессия в этом и состоит. Так что я предпочитаю кино для глаз. А если и для мозга, то для его увеселения. Кино, заставляющее думать и «работать душой», – это особая территория. И если полный метр я еще могу посмотреть, то уйти в такой сериал и грузануться – мне тяжело. Я пробовал смотреть такие зарубежные сериалы, но они вынимают душу и сводят с ума.

Так как же получилось, что вы сыграли главного героя?

После того как я прочитал сценарий, мы с Олей проговорили пять часов – я рассказал все, что думаю. Она мне сказала: «Слушай, когда ты сейчас читал и мы разговаривали, я увидела в тебе главного героя. Давай ты попробуешься?». На тот момент у нее уже был главный герой – и не один, но ни на ком Оля не могла остановиться.

Мои пробы понравились и Оле, и продюсерам – Валерию Федоровичу и Евгению Никишову. Им понравилось мое преобразование, потому что там я другой. Для меня на самом деле нет особого открытия – я такой в спектаклях, на территории драмы. Я учился на драматического артиста, окончил школу-студию МХАТ им. Чехова, мы играли Чехова. «Инсомния» для меня Чехов в чистом виде. Одной из кодовых фраз на площадке была «Астров» (Астров – главный герой драмы «Дядя Ваня» Антона Чехова. – Прим. ред.). Когда я что-то не ощущал, Оля подходила и говорила: «Астров, Астров, Астров», и я преображался, начинал думать иначе.

Получается, сниматься в психологических триллерах не так тяжело, как их смотреть?

Ну, для российских актеров порефлексировать, помучиться, пострадать – за милое дело. Почему я и сказал о своем дипломе театральном. Мой крупный дебют в драме в 55 лет. Я, по-моему, ни разу не пошутил за восемь серий. Только язвил. А так мой статус в нашем кинематографе, так уж случилось, – актер в жанре боевика и комедии.

ee50f8

Что больше нравится: комедия или драма?

Нравится играть, конечно, драму. Я же драматический артист. Самое сложное – это играть юмор. Ну, в «Инсомнии» были сложности с сарказмом. Мой персонаж – психиатр и гипнолог, поэтому он иногда прибегает к методу провокации. Я знаю, что это такое (улыбается).

Есть система разбора роли, основанная на провокациях. Есть режиссеры, которые работают таким методом – находят слабую точку и начинают сводить тебя с ума. В итоге выводят из равновесия, и ты открываешься. Так же действуют и медики.

Вот если бы мне попалась такая пациентка, как вы… Сейчас единственное, чего я добиваюсь от вас, – осторожной улыбки. А мой гипнолог довел бы вас до слез и потом смог бы легко заставить смеяться. Смотря с чем бы вы пришли – с дефицитом слез или радости.

Какие режиссеры работали с вами методом провокации?

Мой давний друг Виктор Шамиров. Я даже местами его играл в «Инсомнии». Вторым кодовым словом было «Шамиров» – его Оля произносила, когда я становился занудным, медленным, едким. Мы с Витей поставили с десяток спектаклей и сняли пять картин. Он как никто может рвать твою голову и душу – иногда это нужно делать.

Ольга Френкель тоже владеет этой техникой. Мне кажется, она гипнотизер, честно. Она загипнотизировала меня своими идеями, мыслями, подходом к работе, своей любовью к искусству и своим недюжинным умом.

Ваш сценарий про сны как-то повлиял на создание «Инсомнии»?

Нет, это абсолютно разный материал. Ольга, безусловно, прочитала все мои сценарии, но она очень плохой критик. Я такой же. Любовь – это понимание. Понимание до дна и насквозь. А когда ты понимаешь автора и видишь его насквозь, то уходишь с позиции зрителя и стороннего наблюдателя. Ты уходишь на территорию автора – ты уже на его стороне и согласен с ним.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Трагедия Макбета»: шекспировский хоррор «Трагедия Макбета»: шекспировский хоррор

«Трагедия Макбета» Джоэла Коэна — призрачная, сумрачная верность первоисточнику

GQ
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
5 фактов из интервью Кевина Спейси, которого обвинили в сексуальном насилии 5 фактов из интервью Кевина Спейси, которого обвинили в сексуальном насилии

Кевин Спейси рассказал о последствиях громкого скандала с ним

Psychologies
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Криптовалютные пенсии Криптовалютные пенсии

В чем сложность хранения альтернативных активов на пенсионных счетах

Ведомости
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Какой самый длинный музыкальный концерт в истории Какой самый длинный музыкальный концерт в истории

Группа с самыми длинными концертами и самые «долгие» артисты

Maxim
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии

Рассказываем об азиатских странах, в которых вам точно нужно побывать

ТехИнсайдер
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Как работает психологический механизм под названием «иммунитет к переменам»

Forbes
Выдр уличили в охоте на пингвинов Выдр уличили в охоте на пингвинов

Ученые зафиксировали нападения выдр на пингвинов в ЮАР

N+1
Невидимая опасность Невидимая опасность

Что делать, чтобы не подхватить грибок?

Лиза
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Стивен Кинг очень любил детей Стивен Кинг очень любил детей

Новый сериал «Институт» и другие экранизации шедевров Короля ужасов

Weekend
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Павел Савинков: «Я отношусь к профессии как к ремеслу. Но делаю свое дело честно» Павел Савинков: «Я отношусь к профессии как к ремеслу. Но делаю свое дело честно»

Примеров успешных перезапусков я навскидку и не припомню

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении