Мнение / Антропология
Не-WEIRD Россия
Российский бизнес несет в себе черты национального характера — умение выживать, приспосабливаться и в конечном счете побеждать.
Руслан Алиханов. Президент инвестиционной компании «Арго»
forbes.ru/alihanov-ruslan
В 1924 году сероглазый любитель алкоголя и женщин, вошедший в историю как радикальный реформатор и основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк, объясняя замену шариата нормами Швейцарского гражданского кодекса, задал французскому писателю Морису Перно вопрос: «Знаете ли вы хоть одну страну, которая не использовала западные подходы в своем поиске цивилизованности?» В XXI веке канадские профессора Генрих и Хайнс ввели в обиход понятие WEIRD, которое суммирует «западные подходы» и расшифровывается как Western, Educated, Industrialized, Rich and Democratic. WEIRD кристаллизует основные параметры сформировавшихся психологических установок, которые предопределяют принятие решений соответственно в западных, образованных, индустриализированных, состоятельных и демократических обществах.
Российский капитализм, второе пришествие которого насчитывает свыше четверти века, выковал особенные психологические традиции, прямо противоположные WEIRD. «Мы видим мир не таким, какой он есть; мы видим его таким, какие есть мы сами», — сказано в Талмуде. Говоря современным языком, бизнес выживает и процветает благодаря тем идеям, которые лежат глубоко в (под)сознании и кажутся наиболее естественными. Каковы они, ментальные особенности российского бизнеса и как так сложилось, что молодой российский бизнес — не для новичков?
1. Не-Western. Россия не является западной страной ни географически, ни, строго говоря, ценностно. В авторитетном определении Сэмюэла Ф. Хантингтона из понятия «Запад» исключены не только Россия, но и все страны с религиозной традицией православия. По Максу Веберу, ценностная система западного бизнеса основана на протестантизме, который воспевает примат рационального над традиционным наряду с кропотливым трудом и рачительным использованием ресурсов. Наш удел — не монотонное развитие, а быстрая экспансия, яркий расцвет, неожиданный крах, надежда на возрождение.
Поэтому вместо кропотливого труда — подвиг. Основа нашего делового мышления — многозначное, не имеющее аналога ни в одном европейском языке слово «подвиг». Само понятие «подвиг», совмещающее в себе удаль, храбрость и жертвенность, — полная антитеза рациональной, взвешенной и последовательной деловой практике. В психологическом импринте российских бизнесменов маячит образ героя-тракториста, пожертвовавшего жизнью ради спасения колхозного поля: поэтому они требуют подвига, в то время как западные визави хотят прозрачности и предсказуемости.
Вместо рачительного использования ресурсов — результативность в ущерб эффективности, поэтому важны не КПЭ (ключевые показатели эффективности), а КПР (кто покажет результат). Вместо just in time («поставки вовремя») — just in case («пусть будет на всякий случай»), потому что бездарен руководитель, у которого нет заначки на черный день. Вместо труднопереводимого authenticity («аутентичность») — понятие «как все». В нашей системе ценностей инициатива наказуема, уникальность граничит с фрондерством, а внесистемность — с маргинальностью. Основа предпринимательства в нестандартности; если в западной культуре предпринимателей боготворят, в российской к ним относятся без уважения именно в силу их пестроты, не соотносящейся с культурными традициями.