Разложение и изложение
«Саван» — очередной самый неоднозначный фильм Дэвида Кроненберга

Премьерный показ кинокартины состоялся на Каннском фестивале в 2024 году, где зрители три минуты стоя аплодировали съемочной команде. Последующие реакции на «Саван» выглядят гораздо более спокойными: отцу «боди-хоррора» пеняют за недостаточность того самого хоррора и избыточность теорий заговора, корят за чересчур откровенные эротические сцены и слишком публичное проживание личной трагедии: в 2017 году из жизни ушла Каролин, супруга Кроненберга, а история «Савана» как будто выстроена вокруг осмысления этой утраты.
Сам Кроненберг отмахивается от попыток сравнения фильма с затянувшимся сеансом психоанализа: «Приезжал ко мне в Торонто итальянский психотерапевт — пишет о кино с психологической точки зрения — и спрашивал, как я справляюсь с горем. Я ответил, что нормально справляюсь — через страдания. Он сказал, что так и надо и дополнительная терапия мне не нужна». Вдогонку Кроненберг признается, что вообще не верит в целительную силу искусства и ни за что в жизни не нагрузил бы кино задачами по самоисцелению: «Мой фильм не разбирается с болью — он ее признает. Кино — не терапия, для меня в нем нет катарсиса».
Главный герой «Савана» — стильный канадский вдовец и предприниматель Карш (Венсан Кассель) — вторит своему создателю. В ответ на упрек о превращении смерти жены в коммерческий проект пожимает плечами: «Это — лишь один из способов справиться с горем».
Часть «способа» — модный ресторан со странным декором: в стеклянные колбы, как в музее, помещены то ли одеяния ниндзя, то ли затейливые наряды для фехтования. Костюмы в итоге оказываются погребальными саванами — Карш, будучи не в силах расстаться с телом жены, придумал концепцию могилы с видеонаблюдением и успешно воплотил ее в жизнь с помощью китайских технологий.
К ресторану примыкает кладбище с ультрасовременными экранами вместо привычных надгробий. В режиме реального времени и в высоком разрешении родственники усопших могут наблюдать за процессом разложения когда-то наполненных жизнью любимых тел. Для этого достаточно заказать погребение в том самом саване у GraveTech — компании Карша — и скачать программу для смартфона. Несколько десятков камер транслируют любой нюанс, и сам Карш внимательно изучает скелет и пучки волос на оголенном черепе супруги Бекки (Диана Крюгер), покинувшей его четыре года назад.
