Особая зона
Конец балтийской вольницы
Первого апреля 2016 года Калининградская область лишилась таможенных и налоговых льгот. Что будет с бизнесом?
«Проект создан не на таможенной преференции, а на построении правильных логистических цепочек глобального масштаба»
В конце июля президент России Владимир Путин повысил в должности губернатора Калининградской области Николая Цуканова, назначив его своим полномочным представителем в Северо-Западном федеральном округе. На его место был назначен выходец из спецслужб Евгений Зиничев. Через два дня Зиничев провел первую пресс-конференцию (как зафиксировала местная пресса, она длилась 49 секунд) и сообщил, что на новом посту главное для него — привлечение в регион инвестиций, а затем объявил о назначении 30-летнего Антона Алиханова председателем правительства Калининградской области. Молодой премьер в ближайшее время должен решить «проблему 2016», связанную с изменением законодательства.
Двадцать лет экономика оторванного от России эксклава развивалась за счет таможенных и налоговых льгот особой экономической зоны, здесь выросли такие гиганты, как автосборочное предприятие «Автотор» (№53 в рейтинге крупнейших частных компаний Forbes) и агропромышленная группа «Содружество» (№51). Со временем регион превратился в крупнейшего сборщика бытовой техники и электроники. Сотни предприятий, добавив необходимые 30% к стоимости за счет упаковки и простейшей сборки, беспошлинно отправляли в материковую Россию импортные, по сути, товары — продукты питания, мебель, мотоциклы, оборудование.
С 1 апреля 2016 года у компаний появился выбор — либо платить пошлину на импортные комплектующие при ввозе в Калининград, либо платить пошлину на ввоз готовой продукции в материковую Россию. О каких суммах идет речь? В 2016 году федеральный бюджет выделил на компенсацию потерь калининградского бизнеса более 66 млрд рублей. Льготами пользовались 800 предприятий региона, но за субсидией обратилось меньше трети. Чем они занимаются и где остальные?
Бизнес на бобах
Основная производственная площадка группы компаний «Содружество» находится в 20 км от центра Калининграда на берегу морского судоходного канала. Совладельцы и основатели «Содружества» супруги Александр и Наталья Луценко начали калининградский проект в 2005 году и за 11 лет стали крупнейшими инвесторами региона, вложив в местную экономику $1,2 млрд. На 150 га расположены три маслоэкстракционных завода по переработке соевых бобов и семян рапса, склады и элеваторы, железнодорожная станция и порт, способный одновременно принять девять судов водоизмещением до 30 000 т. Есть даже собственный пункт пропуска, который таможня арендует у компании для оформления всех поступающих грузов. Рапс российский, а вот соя в основном закупается в Латинской Америке, на калининградских заводах бобы и семена превращаются в масло, которое продается на внешних рынках. Оставшийся после отжима шрот покупают российские сельхозпредприятия на корм для скота, а соевый белковый концентрат, производимый одним из заводов комплекса, продают в Норвегию для рыбных кормов. За год «Содружество» перерабатывает 2,6 млн т сои и рапса.
Финансовый директор «Содружества» Александр Шендерюк-Жидков с видимым удовольствием проводит экскурсию по цехам, складам и портовым терминалам. «Где мы сейчас стоим, раньше были воды калининградского морского канала, — рассказывает он. — Вся площадка искусственная, насыпная. Проект создан не на таможенной преференции, а на построении правильных логистических цепочек глобального масштаба». Сухогрузы, доставившие на заводы рапс и сою, не уходят порожняком из порта «Содружества». В 2015 году в рейтинге крупнейших российских экспортеров зерна компания переместилась с 15-го на 6-е место, увеличив долю в общем экспорте с 2,3% до 4%. «У нас география поставок зерна сильно отличается от южных российских портов, — говорит Шендерюк-Жидков. — Открыли в прошлом году Мексику, куда отгрузили 200 000 т, раньше зерно из России туда никто не поставлял. В Японию судно отправили, месяц назад на Гаити поставка была. Краснодарский край нацелен на другие рынки». Какую выгоду получило «Содружество» от льготной калининградской экономической зоны? Импортное оборудование, которое ввозилось на заводы, не облагалось пошлинами и НДС. Компания стала резидентом экономической зоны в 2006 году и первые шесть лет имела нулевую ставку по налогам на прибыль и на имущество, а потом ставки по этим налогам были в два раза ниже, чем в материковой России.
«Лишний месяц ожидания уже сказывается на наших клиентах, они уходят к другим производителям»
Таможенные пошлины на ввоз в Россию сои, рапса и шрота были и остаются нулевыми, как и на экспорт масла, здесь для «Содружества» ничего не изменится. Ситуация ухудшится для покупателей соевого масла из России. Если раньше его можно было отправить из Калининграда российским получателям беспошлинно, то сейчас появилась таможенная пошлина 15%. Чтобы ее избежать, придется пройти идентификацию — доказать, что масло изготовлено в Калининграде из рапса или сои и не содержит импортных компонентов, подпадающих под таможенные пошлины. В «Содружестве» процедуру идентификации еще не проходили, но считают, что сложностей не будет, ведь на исходное сырье пошлина была и остается нулевой.