В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

МонокльКультура

Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни остается редким примером художника, который не только прошел через все стилистические повороты второй половины XX века, но и сумел остаться актуальным в веке XXI. К тому же он самый дорогой из ныне живущих живописцев

Дарья Сорокина

«A bigger interior with blue terrace and garden». Дэвид Хокни на своей выставке

Фигуративными портретами, натюрмортами и пейзажами сельской местности, тем более созданными на экране айпада, сегодня вряд ли можно кого-то поразить. Казалось бы, подобные сюжеты — давно привычная часть музейных залов, частных коллекций и лент социальных сетей. Но Дэвид Хокни каким-то образом вновь и вновь опровергает этот скепсис. Он умудряется придавать классическим жанрам свежесть и убедительность, заставляя зрителя задерживаться перед его работами дольше, чем перед многими признанными шедеврами.

При этом он остается одним из самых узнаваемых и востребованных художников современности: его полотна устанавливают рекорды на аукционах, а выставки следуют одна за другой, заполняя залы ведущих музеев мира — от Лондона и Парижа до Лос-Анджелеса и Токио. В чем же секрет этого феномена? Действительно ли Хокни можно считать одним из величайших художников нашего времени или его популярность — удачное совпадение таланта, харизмы и умения работать с медиа? И наконец, каким образом изображение бассейнов превратилось в символ художественного успеха, понятный как критикам, так и самой широкой публике?

Четверть века с классиком

До конца этого лета в парижском Фонде Луи Вюиттона проходит масштабная ретроспектива, посвященная 25 последним годам творчества Дэвида Хокни. Несмотря на то что здание фонда скрыто в глубине Булонского леса, вдали от привычных туристических маршрутов и суеты центра Парижа, попасть туда — испытание. Очереди у входа и плотные ряды зрителей в залах ничуть не уступают тем, что ежедневно собираются у «Джоконды» в Лувре.

Причины такого ажиотажа очевидны. Во-первых, это одна из самых крупных выставок Хокни за всю его карьеру. Во-вторых, сам художник, которому в этом году исполнилось 88 лет, лично участвовал в ее организации, продумывая отбор работ и логику экспозиции.

Экспозиция охватывает невероятно широкий спектр его творчества. Здесь и культовые изображения бассейнов, созданные в период, когда Хокни был одним из самых ярких представителей поп-арта, и гигантские пейзажи — как сельской Англии, так и величественного Гранд-Каньона. Представлены многочисленные портреты и натюрморты, выполненные в самых разных техниках, в том числе на айпаде — медиуме, который художник освоил с тем же азартом, что и традиционную кисть.

Отдельный слой экспозиции посвящен его исследовательской деятельности: Хокни всю жизнь стремился понять, как устроено изображение — будь то техника своего времени или тайны ремесла мастеров прошлого.

Все эти разные линии объединяет удивительное ощущение витальности и легкости. Хокни всегда был влюблен в открытые, насыщенные цвета, и это не случайно: художник — синестет, воспринимающий мир в сплетении звуков и цветов. Эта особенность пронизывает всю выставку: зритель получает возможность взглянуть на мир глазами самого Хокни, почувствовать его энергию и радость открытий.

Дэвид Хокни за кулисами спектакля «Король Убю» в театре «Ройал-Корт» в Лондоне, июль, 1966

«Неполный» диплом

Дэвид Хокни родился в 1937 году в простой рабочей семье в небольшом промышленном городе на севере Англии — Брэдфорде, графство Уэст-Йоркшир. Его отец, скромный бухгалтер и убежденный пацифист, и мать, энергичная и деятельная женщина, не имели к искусству прямого отношения, но поощряли любознательность детей. С раннего возраста Дэвид тянулся к рисунку: он охотно копировал иллюстрации из газет и комиксов, рисовал все, что видел вокруг: соседские дома, прохожих, школьные сцены.

В послевоенной Британии художественная карьера не казалась чем-то реальным для ребенка из рабочей среды, но Хокни проявил удивительное упорство. Его школьные успехи в рисовании привели его в Брэдфордский колледж искусств, где он получил прочную академическую базу и вкус к эксперименту. Именно там он впервые познакомился с современными художественными течениями и понял, что искусство может быть не только традиционным, но и дерзким, актуальным, остроумным.

Следующим шагом стал поступок, который изменил всю его жизнь: Хокни решился подать документы в Королевский колледж искусств в Лондоне — одно из самых престижных художественных учебных заведений страны и даже мира. Конкурс был жесточайший, но он прошел, причем уже на первых курсах выделился своим непохожим почерком и смелостью идей. Учеба шла бодро, но не без сложностей: Хокни не всегда следовал академическим правилам.

История его выпуска стала маленькой легендой. К моменту получения диплома Хокни уже был признанным талантливым студентом, однако… он отказался сдавать финальную работу в «полном» виде, так как по правилам колледжа выпускники должны были писать эссе по истории искусства, а он настаивал, что художника должны оценивать по картинам, а не по письменным тестам. Хокни демонстративно не выполнил это требование. Руководство оказалось в затруднении: отчислять уже известного молодого автора, чьи работы активно обсуждали критики, было неловко. В итоге компромисс нашли необычный: ему все-таки выдали диплом, но в графе «История искусства» поставили прочерк. Так Хокни стал одним из немногих выпускников Королевского колледжа с официально «неполным» дипломом, и с этого начался его стремительный художественный путь.

Калифорния, 1965

Калифорнийская мечта: бассейны и поп-арт

В начале 1960-х годов Дэвид Хокни отправился в США, в Калифорнию. Для художника, выросшего в серовато-дождливом индустриальном Брэдфорде, солнечный Лос-Анджелес оказался мифическим местом. Голубое небо, ослепительные блики на воде, геометрия современных вилл, яркая мода и ощущение легкости жизни стали для него откровением. Он мгновенно влюбился в этот визуальный мир и вскоре решил переехать туда.

В Лос-Анджелесе Хокни создал один из самых узнаваемых циклов в истории поп-арта — картины с бассейнами. На первый взгляд это просто изображения людей и архитектуры в жаркий день, но за этой кажущейся простотой скрывается сложная живописная работа. Вода для Хокни стала живой поверхностью, которая одновременно отражает и искажает, создает бесконечное количество форм и ритмов. Он изучал, как волны меняют цвет, как солнечный свет разбивается на блики, как человеческая фигура «ломается» в отражении.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Диана Анкудинова, Ирина Поник. Не такая, как все Диана Анкудинова, Ирина Поник. Не такая, как все

За плечами восемнадцатилетней Дианы Анкудиновой победа в шоу «Ты супер!» на НТВ

Коллекция. Караван историй
«Изюмительно» редкие: эти необычные сухофрукты вы еще не пробовали «Изюмительно» редкие: эти необычные сухофрукты вы еще не пробовали

Редкие виды сухофруктов для тех, кому хочется экзотики

ТехИнсайдер
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил» Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил»

Думаю, и встреча их тоже была предопределена

Коллекция. Караван историй
Взгляд извне Взгляд извне

Кристина Кретова о гастролях в Китае и о восприятии русского балета

СНОБ
Все фильмы только о любви Все фильмы только о любви

Самые яркие новые фильмы посвящены делам сердечным

Weekend
В полный голос В полный голос

Что же сообщает о нас голос и как жить в согласии с ним?

Psychologies
Не сносить, а наслаивать Не сносить, а наслаивать

Архитектор Сергей Чобан — о ценности Мавзолея и контрастной Москве

СНОБ
Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП

Как банки при маркетплейсах становятся ключевыми игроками на финансовом рынке

Ведомости
Обратная сторона Азии Обратная сторона Азии

Истории о возможности коммуникации в самых необычных обстоятельствах

СНОБ
Григорий Сиятвинда: «Я разделяю жесткость Райкина в отношении профессии» Григорий Сиятвинда: «Я разделяю жесткость Райкина в отношении профессии»

«Мама переживала по поводу того, как меня воспримет зритель в качестве Иванушки»

Караван историй
На своем маршруте На своем маршруте

Не я выбрала профессию, а она – меня

Лиза
Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина: Институт полигамии мы узаконивать не будем Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина: Институт полигамии мы узаконивать не будем

Нина Останина — об аспектах законодательной деятельности

Ведомости
Яхты Яхты

Яхты — эталонные образцы элегантности, помноженные на технические инновации

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки

Ученые обнаружили, что песни леопардовых тюленей похожи на детские стишки

ТехИнсайдер
«Прорыв» в будущее «Прорыв» в будущее

Ядерное топливо можно и нужно использовать многократно

Наука
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Скрытая углеводная нагрузка: так ли полезны «здоровые» сладости и что нам не договаривают маркетологи Скрытая углеводная нагрузка: так ли полезны «здоровые» сладости и что нам не договаривают маркетологи

На что обратить внимание в составе «здоровых перекусов»

ТехИнсайдер
«Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров «Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров

С чем путают «близнецовое пламя» и что в этих подходах противоречит

VOICE
Мистер Х Мистер Х

Холестерин постепенно возвращает себе доброе имя

Лиза
«История Сопротивления во Франции: 1940-1944» «История Сопротивления во Франции: 1940-1944»

Как немцы выслеживали участников подполья во время Сопротивления во Франции

N+1
Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду

Как уже сейчас в новинках мира моды проявляются тренды гардероба будущего

Inc.
Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе

Ученые успешно протестировали радарную систему зонда Europa Clipper

ТехИнсайдер
Какая установка мешает вам стать богаче? Какая установка мешает вам стать богаче?

Тест: какая негативная установка может мешать зарабатывать больше?

Psychologies
«Это было круто, да?» «Это было круто, да?»

Колонка о поэте и переводчике Илье Кормильцеве

Weekend
Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер

Какие ошибки в выборе цвета стен способны испортить весь интерьер?

VOICE
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
История таинственного проекта Cicada 3301, серии запутанных головоломок, опубликованных в интернете без объяснений История таинственного проекта Cicada 3301, серии запутанных головоломок, опубликованных в интернете без объяснений

Cicada 3301: кто и зачем публиковал эти загадки?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении