Цифровое я
Как «Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» влияет на нашу жизнь и оценку внешности?
Учитывая специфику «Инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» — красивые картинки и мало текста, — эта социальная сеть имеет максимально высокую активность и монетизацию в сегменте #красота, #эстетическая_медицина. Среди пользователей соцсети больше женщин — 59%. В основном пользователи в возрасте 25–34 года. Преобладают люди со средним (39,3%) и выше среднего (32%) доходом. И именно здесь люди часто ищут и выбирают, кто сделает их красивыми.
Риски. Для эстетической медицины соцсети несут не только дополнительные продажи, но и риски. С одной стороны, насмотренный и раззадоренный яркими картинками и копирайтингом потенциальный пациент может иметь завышенные ожидания по поводу возможностей, а с другой — технологии и врачи могут быть скомпрометированы действиями недобросовестных поставщиков услуг, оборудования или препаратов.
Не только моральный ущерб. По данным исследования компании Ipsos об изменении потребительского поведения после пандемии, 78% опрошенных доверяют тем источникам, которые снимают с них ответственность за принятие решений.
«Социальные сети стимулируют развитие нарциссического расстройства личности, — утверждает Вероника Хацкевич, основатель онлайн-академии психологии. — Современные исследования отмечают, что видеозвонки и конференции, любовь к селфи и фотоконтенту, когда мы постоянно на виду и постоянно оцениваем себя на фоне других, создают новый вид «телефонного» невроза. Нарциссическое расстройство личности означает стремление к абстрактному идеалу, который не всегда достижим и не всегда про реальность. Нарцисс прячет, точнее, редактирует в своем сознании «неидеальные» ситуации, скрывает и не осознает разнообразия жизни. Но перманентно красивая картинка — это утопия». По мнению психолога, это одна из причин депрессивных состояний у молодых людей.
Но в то же время соцсети создают возможности для поиска ролевой модели, чтобы опереться на выбранного эксперта. Именно благодаря таким экспертам в тренде биохакинг, здоровое питание, фитнес, долголетие, эстетика. Иными словами, нужно тестировать реальность, искать баланс. Любая крайность и нездоровый подход чреваты последствиями.
Мода налицо. Не бывает модного лица, есть индивидуальные особенности, предупреждают специалисты. Но не все потребители это понимают. «Если лет десять назад лица поколений Х и бумеров казались раздутыми и одинаковыми из-за введения больших объемов филлеров в зону скул, губ, то в наше время другая беда — лица кажутся одинаковыми из-за фейстьюна и других фильтров», — говорит Наталья Старокожева, главный врач клиники «Красивая жизнь».