Не вместо, а вместе
Гаджеты не только упрощают наш быт, но и меняют работу. Мы поговорили с представителями нескольких индустрий о том, как уже изменилась их профессия и что ждет ее в ближайшие годы.

Искусство: Аристарх Чернышев
Художник, один из пионеров медиаарта в России
«ВСЯ ЭСТЕТИКА В МИРЕ СУЩЕСТВУЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО БЛАГОДАРЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ. Появлялись инструменты, которые позволяли создавать новые вещи или каким-то образом влияли на внешний вид существующих. Гончарный круг и бронзолитье совершили революцию в древнем мире, создав эстетику, которой невозможно было достичь с помощью существовавших на тот момент материалов и технологий. С появлением фотографии и кинематографа возникли фото- и киноэстетика, появилась электроника – возник глитч, и так далее. Огромный прорыв произошел в 1990-е с появлением широкополосного интернета, в 2000-е – с внедрением сенсорных смартфонов, но, опять же, без широкополосного интернета они были бы совсем не те. А уже с середины 2010-х – С ПОЯВЛЕНИЕМ ПРИКЛАДНЫХ ВАРИАНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА — всякие маски в соцсетях и так далее.
Еще одна прорывная технология – 3D-печать, которая, с одной стороны, ускорила процесс создания предметов искусства, а с другой – позволила создавать то, что было технически невозможно воспроизвести другими методами.
Например, в прошлом году, когда я работал с BoscoVesna, я делал светодиодные объекты. Весь процесс производства – от эскиза, у которого даже размеры не были просчитаны, до конечного изделия – занял три недели. На компьютере я сделал рендер, часть деталей напечатал с помощью 3D-принтера, часть деталей отфрезеровал с помощью другой технологии и собрал все вместе. Это очень сжатый срок. Фрезерных станков сейчас навалом, нужно только файл подготовить правильным образом – и хоть пластик фрезеруй, хоть алюминий, хоть сталь. При этом для создания 3D-модели я использую компьютер, а не планшет, на котором фото можно максимально обработать. Для планшетов просто нет соответствующего программного обеспечения, которое позволило бы работать с 3D. По-прежнему эти программы съедают много ресурсов и требуют мощную видеокарту. А вот смартфон помогает в работе, потому что главное в нем – фотокамера. Я сделал довольно много работ, используя фотограмметрические изображения, снятые на смартфон.
С дополненной и виртуальной реальностью пока все сложно. Должен сказать, что СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ДОВОЛЬНО КОНСЕРВАТИВНО и в первую очередь опирается на потребителя – покупателя, коллекционера. Художник производит продукт, который кто-то покупает. Никто не покупает дополнительную реальность, эти виртуальные миры. Это неустоявшиеся форматы, они скорее работают как шоу, перформанс. Единственный формат из новых, который прижился и который покупают и коллекционируют, это видео. Потому что оно сродни фотографии, то есть это набор статичных неподвижных кадр».
Конструирование: Игорь Ермилин
Конструктор гоночных автомобилей, создатель российского суперкара Marussia и спортпрототипа Fenix
«ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ я начал еще в начале 1980-х годов: сам писал алгоритмы на основе того опыта, который получил за предыдущие 10 лет. Это были смешные устройства с магнитофонной пленкой в качестве носителя информации. Но в нашей стране кульман прожил несколько дольше, так как даже с появлением компьютеров мы не могли напечатать чертеж: не было подходящих принтеров и плоттеров – устройств для широкоформатной печати с большой точностью изображения. Помню, как в начале 1990-х оказался на базе команды «Формулы-1» Coloni и увидел большие блоттеры, которые печатали чертежи после того, как они были спроектированы на компьютерах. В 1990-е годы даже за рубежом еще проектировали в 2D, а в начале 2000-х появилось 3D-проектирование. И все равно я и сейчас часто обращаюсь к 2D, потому что у меня нет проблем с пространственным воображением.
Большой прорыв произошел с появлением 3D-печати, которая позволила быстро создавать объемные модели. Для проектирования очень важны натурные образцы, потому что даже 3D-изображение все-таки условно – плоская картинка. Важно посмотреть, как детали стыкуются между собой, насколько их можно установить в тот объем, который вы до этого отсканировали. В основном сегодня мы печатаем пластиковые детали: аэродинамические и декоративные элементы. Но иногда печатаем и из металла. Во-первых, ЭТО БЫСТРЕЕ, ЧЕМ МНОГООБОРОТНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА, а во-вторых – гораздо экономичнее с точки зрения материала. Например, при мехобработке вы берете 55-килограммовую чушку и пытаетесь сделать из нее адаптер, который будет весить пять килограммов. А здесь вы просто берете эти пять килограммов металла в виде порошка и формуете изделие, которое затем нужно подвергнуть небольшой механической обработке. При работе над прототипом спорткара Rossa мы печатали детали и из алюминия, и из титана.
Конечно, все эти гаджеты – большие помощники, но они не заменяют проектировщика. Тут важно отметить, что в моем понимании проектировщик и конструктор – это две разные профессии. Проектировщик – тот, кто знает, как работает механизм, понимает, что от него хочет, и создает, условно говоря, алгоритмы, по которым этот механизм должен работать. Конструктор – современный аналог машинистки, оператор компьютерных программ, который с помощью гаджетов может посчитать, оптимизировать по форме, по конструкции и изготовить изделие.
Именно поэтому ПРОЕКТИРОВЩИК МОЖЕТ ВПОЛНЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ГАДЖЕТОВ. Яркий пример – выдающийся инженер Эдриан Ньюи, машины которого много раз выигрывали титулы в «Формуле-1». Он до сих пор работает на кульмане, а затем отдает свои чертежи штабу конструкторов, которые уже создают 3D-модели, производят макеты и т. д. Но Ньюи не нужен компьютер, чтобы понимать, как именно работают воздушные потоки. Поэтому искусственный интеллект в будущем сможет заменить конструкторов, а вот проектировщиков – никогда».