Заморскому трактору — курские подошвы
Потеря внешнего рынка сподвигла российское предприятие применить уже освоенные технологии для выпуска новой продукции — гусениц для тяжелых сельскохозяйственных тракторов. Это позволит сельхозпроизводителям отказаться от закупок иностранного высокотехнологичного и дорогого «расходника»
Колесо или гусеница? В каждом виде внедорожной техники (вездеходы, танки, бульдозеры) ответ разный и не всегда однозначный. В мировом сельскохозяйственном тракторостроении к 1980-м гусеничный ход был почти полностью вытеснен колесным. Слишком уж сильно классическая гусеничная система нарушала структуру почвы, а с ростом скоростей и энерговооруженности сельхозтехники гусеницы в буквальном смысле рвали землю.
Но главное преимущество гусеничной машины, а именно возможность работать на влажных почвах (скажем, на предпосевной обработке), позволяющая увеличить срок сельхозработ, никуда не делось. Это и создало к 1990-м годам предпосылки для настоящей революции: появлению треугольных движителей (часто устанавливавшихся вместо колес) с резиновыми гусеницами, армированных стальными тросами и закладными элементами. Решение дорогое: тяжелый гусеничный трактор стоит примерно на 100 тыс. долларов дороже колесного аналога ввиду сложности и высокотехнологичности такой гусеницы, которая к тому же быстро изнашивается при эксплуатации на твердом покрытии, например при перегоне техники.
Но незаменимость этого решения в российских агротехнических реалиях, когда весенние дожди непредсказуемы, а с ними и время начала посевной, заставила ввозить такие тракторы и подержанными, и новыми. И даже подвигла отечественных производителей — «Ростсельмаш» и Петербургский тракторный завод — к разработкам такой техники. К сожалению, не добравшейся до полей, в том числе по причине использования иностранных комплектующих, в первую очередь самих гусениц. Последние могут стать и вовсе недоступными по причине новых волн эмбарго. Что критично для многих хозяйств: доля «гусок» в российском парке тяжелых сельскохозяйственных тракторов, по разным оценкам, колеблется от 10 до 15%, а ресурс гусеничных лент даже при бережной эксплуатации — в среднем те же 3000 моточасов, что и у колесных покрышек.
Эта угроза стала новой возможностью для курского НПО «Композит», более тридцати лет выпускающего изделия принципиально похожей конструкции для снегоходов и промышленных тракторов. Причем все эти годы он делает ставку не на «импортозамещение», а на конкуренцию с лидерами отрасли на всех рынках, включая внешние. В частности, снегоходные гусеницы еще недавно активно завоевывали американский рынок, и жители Нового Света отмечали, что, при прочих равных, их износостойкость выше по сравнению с местными аналогами. А отечественные производители снегоходов, даже отмечая недостатки курских изделий, каждый раз оговаривались: на «Композите» умеют слушать рынок и делать правильные выводы.
Но рынок одними «снежиками» да стройтехникой не ограничивается, поэтому еще в 2021 году куряне решили осваивать новые сегменты за счет нового вида продукции — намного более сложного технологически, чем снегоходные и бульдозерные гусеницы. Так, резиновая «оболочка» — многосоставная; в каждой части гусеницы используется своя резиновая смесь, оптимизированная под необходимые качества, будь то износостойкость у грунтозацепа или максимальный теплоотвод для внутренней части. Специальная технология навивки латунированного стального корда — предмет особой гордости компании и ее инжинирингового центра. Как и особая технология заделки зубьев зацепления, более прочная, чем у аналогов. По словам менеджеров «Композита», оригинальная форма грунтозацепа обеспечивает лучшую работу на переувлажненных почвах, чем аналоги, при этом ресурс изделия более чем на 10% выше. Кроме того, новая гусеница требует в несколько раз меньше времени на установку взамен изношенной. Испытания, проводимые с середины прошлого года на пяти американских тракторах Case 500 в разных агротехнических условиях России, подтвердили расчетные показатели.
Пока в каталоге значится только одна модель из линейки Positive Drive — PD762A, длиной 252 дюйма, шириной 30 и высотой грунтозацепа 2 дюйма. В ближайшем будущем намечено расширение линейки и по длине, и по ширине. А в начале осени на испытания встанет линейка гусениц Friction Drive (FD) для тракторов Challenger серии MT800. Эти тракторы выполнены по «бульдозерной» двухгусеничной схеме, а потому их гусеничные ленты намного длиннее, а главное — приводятся в движение не зацеплением с ведущей звездочкой, а сцеплением с поверхностью ведущего катка. И то и другое потребует новых компетенций при разработке и доводке. Но оснований опасаться, что куряне не справятся, нет ни малейших. По крайней мере, у тех, кто имел дело с их гусеницами для снегоходов — тоже весьма непростыми изделиями.
Фото предоставлено компанией
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl