Российские предприятия начали выпускать гусеницы для тяжелых тракторов

ЭкспертHi-Tech

Заморскому трактору — курские подошвы

Потеря внешнего рынка сподвигла российское предприятие применить уже освоенные технологии для выпуска новой продукции — гусениц для тяжелых сельскохозяйственных тракторов. Это позволит сельхозпроизводителям отказаться от закупок иностранного высокотехнологичного и дорогого «расходника»

Александр Астапов

Колесо или гусеница? В каждом виде внедорожной техники (вездеходы, танки, бульдозеры) ответ разный и не всегда однозначный. В мировом сельскохозяйственном тракторостроении к 1980-м гусеничный ход был почти полностью вытеснен колесным. Слишком уж сильно классическая гусеничная система нарушала структуру почвы, а с ростом скоростей и энерговооруженности сельхозтехники гусеницы в буквальном смысле рвали землю.

Но главное преимущество гусеничной машины, а именно возможность работать на влажных почвах (скажем, на предпосевной обработке), позволяющая увеличить срок сельхозработ, никуда не делось. Это и создало к 1990-м годам предпосылки для настоящей революции: появлению треугольных движителей (часто устанавливавшихся вместо колес) с резиновыми гусеницами, армированных стальными тросами и закладными элементами. Решение дорогое: тяжелый гусеничный трактор стоит примерно на 100 тыс. долларов дороже колесного аналога ввиду сложности и высокотехнологичности такой гусеницы, которая к тому же быстро изнашивается при эксплуатации на твердом покрытии, например при перегоне техники.

Но незаменимость этого решения в российских агротехнических реалиях, когда весенние дожди непредсказуемы, а с ними и время начала посевной, заставила ввозить такие тракторы и подержанными, и новыми. И даже подвигла отечественных производителей — «Ростсельмаш» и Петербургский тракторный завод — к разработкам такой техники. К сожалению, не добравшейся до полей, в том числе по причине использования иностранных комплектующих, в первую очередь самих гусениц. Последние могут стать и вовсе недоступными по причине новых волн эмбарго. Что критично для многих хозяйств: доля «гусок» в российском парке тяжелых сельскохозяйственных тракторов, по разным оценкам, колеблется от 10 до 15%, а ресурс гусеничных лент даже при бережной эксплуатации — в среднем те же 3000 моточасов, что и у колесных покрышек.

Эта угроза стала новой возможностью для курского НПО «Композит», более тридцати лет выпускающего изделия принципиально похожей конструкции для снегоходов и промышленных тракторов. Причем все эти годы он делает ставку не на «импортозамещение», а на конкуренцию с лидерами отрасли на всех рынках, включая внешние. В частности, снегоходные гусеницы еще недавно активно завоевывали американский рынок, и жители Нового Света отмечали, что, при прочих равных, их износостойкость выше по сравнению с местными аналогами. А отечественные производители снегоходов, даже отмечая недостатки курских изделий, каждый раз оговаривались: на «Композите» умеют слушать рынок и делать правильные выводы.

Но рынок одними «снежиками» да стройтехникой не ограничивается, поэтому еще в 2021 году куряне решили осваивать новые сегменты за счет нового вида продукции — намного более сложного технологически, чем снегоходные и бульдозерные гусеницы. Так, резиновая «оболочка» — многосоставная; в каждой части гусеницы используется своя резиновая смесь, оптимизированная под необходимые качества, будь то износостойкость у грунтозацепа или максимальный теплоотвод для внутренней части. Специальная технология навивки латунированного стального корда — предмет особой гордости компании и ее инжинирингового центра. Как и особая технология заделки зубьев зацепления, более прочная, чем у аналогов. По словам менеджеров «Композита», оригинальная форма грунтозацепа обеспечивает лучшую работу на переувлажненных почвах, чем аналоги, при этом ресурс изделия более чем на 10% выше. Кроме того, новая гусеница требует в несколько раз меньше времени на установку взамен изношенной. Испытания, проводимые с середины прошлого года на пяти американских тракторах Case 500 в разных агротехнических условиях России, подтвердили расчетные показатели.

Пока в каталоге значится только одна модель из линейки Positive Drive — PD762A, длиной 252 дюйма, шириной 30 и высотой грунтозацепа 2 дюйма. В ближайшем будущем намечено расширение линейки и по длине, и по ширине. А в начале осени на испытания встанет линейка гусениц Friction Drive (FD) для тракторов Challenger серии MT800. Эти тракторы выполнены по «бульдозерной» двухгусеничной схеме, а потому их гусеничные ленты намного длиннее, а главное — приводятся в движение не зацеплением с ведущей звездочкой, а сцеплением с поверхностью ведущего катка. И то и другое потребует новых компетенций при разработке и доводке. Но оснований опасаться, что куряне не справятся, нет ни малейших. По крайней мере, у тех, кто имел дело с их гусеницами для снегоходов — тоже весьма непростыми изделиями.

Фото предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пролезть между струйками не получится Пролезть между струйками не получится

Казахстан не торопится поддержать Россию в санкционной войне с Западом

Эксперт
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Роботы взялись за компьютеры и планшеты Роботы взялись за компьютеры и планшеты

Можно ли привлечь искусственный интеллект к контролю качества продукции

Эксперт
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Зеленая эпоха уходит Зеленая эпоха уходит

Все больше стран отказываются от доллара в пользу национальных валют

Эксперт
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Лососевый тупик Лососевый тупик

В России из-за сокращения поставок кратно увеличились цены на семгу и форель

Эксперт
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
За кулисами пуска За кулисами пуска

Старт космической ракеты – зрелище без преувеличения грандиозное

Популярная механика
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
А можно спросить? А можно спросить?

9 способов отвечать на бестактные вопросы

Лиза
Курс на технологическую независимость Курс на технологическую независимость

В этом году стартовал новый нацпроект в АПК

Агроинвестор
Агрострахование на подъеме Агрострахование на подъеме

Площадь застрахованных площадей увеличилась более чем на треть

Агроинвестор
Парижский чемодан полпреда Парижский чемодан полпреда

Невероятная находка в Париже: автограф Кузмина и тайны Серебряного века!

Дилетант
Модный план на год Модный план на год

11 способов прокачать свой стиль

Добрые советы
Свой или чужой Свой или чужой

Как судить человека, если судьба предопределила ему две роли — жертвы и палача?

Дилетант
Темная история Темная история

Пигментация – не просто дефект кожи. Но как от нее избавиться?

Добрые советы
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Погрузиться в сон Погрузиться в сон

Как научиться высыпаться, не меняя привычного ритма жизни

Лиза
Открыть в приложении