В Московском театре кукол — премьера спектакля о его основателе

ЭкспертКультура

Удивительное перевоплощение Евгения Цыганова в Сергея Образцова

В Московском театре кукол — премьера спектакля о его основателе

Вячеслав Суриков

Евгений Цыганов в образе Сергея Образцова в спектакле по пьесе Екатерины Образцовой и Бориса Голдовского

Среди кинематографических работ Евгения Цыганова есть роли удачные, есть не слишком. В большинстве из них он эксплуатирует одну и ту же маску — необычайно уверенного в себе человека, при этом несколько разочарованного в жизни, но не теряющего надежды на благоприятный исход дела. В кристаллизованном виде этот образ актер воссоздает в сериале Валерия Тодоровского «Оттепель», где на экране перед нами не столько реальность того времени, сколько миф о ней. И Евгений Цыганов не просто оказался органичен созданному Тодоровским мифологическому пространству — он сам в нем преобразился. Из нашего современника, поверхностно обаятельного, ненавязчиво притягательного, чья внешность улетучивается из памяти уже на следующий после просмотра фильма день, он превратился в актера, выскользнувшего из-под власти навязанных ему стереотипов восприятия. Ему удалось в кино стать самим собой. И с этого момента каждую его новую работу в кино трудно отделить от него самого.

Другое дело театр. Именно здесь находится лаборатория, где Евгений Цыганов оттачивает грани актерского таланта. В прошлом году у него состоялись две фантастически удачные театральные премьеры: «Дон Жуан. Репетиция» и «Я — Сергей Образцов». В первом случае все очевидно: Евгений Цыганов в стенах Мастерской Фоменко, в труппе которой он состоит уже больше двадцати лет, на пике актерской формы играет в спектакле режиссера номер один в современном русском театре Дмитрия Крымова. И происходит спланированное чудо: Мастерская Фоменко обретает зрелище невероятной увлекательности и совершенства, а Евгений Цыганов — роль, в которой абсолютно неузнаваем и в которой извлекает из себя нечто такое, чего от него никто не ожидал, возможно и он сам. В итоге у «Дон Жуана. Репетиции» девять номинаций на «Золотую маску», в том числе в категории «Драма / Лучшая мужская роль».

«Я — Сергей Образцов» — удача ничуть не меньшая и не менее значимая. Это камерный спектакль, под стать той сцене, где его играют: сцене Театра кукол Сергея Образцова. В нынешнем году ему исполняется девяносто лет, и по этому случаю его основатель, со дня рождения которого минуло сто двадцать лет, превратился в персонажа пьесы, чтобы рассказать зрителям свою историю. Она длится столько же лет, сколько и созданный им театр, девяносто, — и вмещает в себя если не весь XX век, то по крайней мере целую жизнь одного государства: Сергей Образцов собственными глазами наблюдал возникновение СССР, был участником основных событий его истории и стал свидетелем распада. Чтобы выйти в качестве персонажа на сцену собственного театра, ему пришлось пройти долгий путь: от обычного взрослеющего в революционные годы мальчика, чья артистическая натура пробуждается с появлением в его жизни кукол, до создателя собственного театра, появившегося не потому, что таковы его амбиции, а потому, что таким было естественное развитие событий.

Парадокс Сергея Образцова заключался в том, что артист, выбравший себе призвание, которое позволяло ему прятаться за ширмой и использовать для взаимодействия с публикой многочисленные аватары в виде кукол, оказался интересен и сам по себе. Он представал перед публикой в образе идеального сказочника и почти волшебника: чем, как не силой магии объяснить то, что все куклы в ответ на его обращение с ними словно обретали душу? При его жизни этот образ был широко растиражирован телевидением — ничуть не меньше, чем его самое известное творение: спектакль «Необыкновенный концерт». Но сейчас этот образ стал стираться из общественной памяти, а театр, им созданный, — отодвигаться на периферию внимания театральной публики. И не исключено, что возвращение Сергея Образцова на сцену как персонажа — то самое средство, которое позволит найти новую точку отсчета и в его биографии, и в истории созданного им театра.

Кукла Сергея Образцова в спектакле Екатерины Образцовой «Я — Сергей Образцов»

В спектакле «Я — Сергей Образцов» Евгений Цыганов — единственный человек на сцене, всех остальных персонажей играют куклы. Его появление в роли классика отечественного кукольного театра стало бы неожиданным и крайне интригующим режиссерским ходом, если бы не предшествующий ему «Дон Жуан. Репетиция». И тот и другой спектакли стали стыкующимися друг с другом пазлами вне зависимости от воли поставивших их режиссеров. Эти спектакли словно объясняют друг друга. И там и там Евгений Цыганов надевает маску. Но на сцене Театра кукол это происходит только в момент, когда ему нужно скакнуть во времени — и перейти из одного возраста своего персонажа в другой. И видно, какую силу придает ему маска, как легко он отрешается от самого себя, от привычного зрителям кинематографического образа и превращается в Сергея Образцова. Если до тех пор тот в нем лишь угадывался, то в момент, когда актер выходит на сцену в маске, Сергей Образцов проступает в нем с невероятной узнаваемостью.

Зритель не просто видит его, он слышит его речь. Второе действие состоит по большей части из монолога Сергея Образцова: он произносит его на встрече со зрителями (расхожий в советский период формат взаимодействия артистов с публикой: зрители присылают записки, а знаменитый артист на них отвечает). И если до этого момента характерный выговор Сергея Образцова, узнаваемый для тех, кто хоть однажды видел его воочию или благодаря телевидению (привилегия родившихся в Советском Союзе), угадывается едваедва, то на «встрече со зрителями» актер усиливает его ровно настолько, чтобы оставаться естественным. Одновременно укрепляется эффект узнавания: образ Сергея Образцова всплывает из глубин памяти и совмещается с образом, созданным Евгением Цыгановым, несмотря на то что маска на актере остается всего лишь маской. Но в этом — финальном — эпизоде важны и сами слова. Они произносятся как сказанные много раз — скороговоркой, но смысл их от этого не теряется. Он прост и очевиден: счастье заключается в том, чтобы быть нужным людям — близким и дальним, ничего важнее этого нет.

«Я — Сергей Образцов» еще и парад возможностей кукольного театра. Куклы в нем предстают актерами, ничем не уступающими тем, что обладают плотью и кровью, а в чем-то и превосходящими их. Зритель легко узнает их, он сразу понимает, в чем смысл появления той или иной куклы на сцене, каков ее характер, что она означает в художественном пространстве спектакля. Иногда им даже не нужны декорации: их эмоциональное воздействие настолько велико, что распространяется и на окружающее их пространство сцены. Иногда зрителю достаточно лишь увидеть куклу, а все остальное дорисует его воображение. Иногда им даже не нужно говорить: по одним их движениям, пусть очень условным, зритель понимает, что кукла хочет ему сказать. Спектакль «Я — Сергей Образцов», поставленный Екатериной Образцовой (одна и та же фамилия у режиссера и у персонажа, чье имя вынесено в название постановки, не случайное совпадение), лаконичен в выразительных средствах и масштабен по охвату временны/ х эпох, сквозь которые шествует главный герой спектакля.

Евгений Цыганов — театральный и киноактер, театральный и кинорежиссер, музыкант

И в самом деле в какой-то момент задумываешься: как ему удалось пройти сквозь такую толщу времени и остаться целым и невредимым во всех испытаниях, которые выпали на долю его и его современников? Как удалось превратить театр кукол в столь значимое явление и влюбить в него такое количество людей? Возможно, все дело в том смысле человеческого существования, который он для себя однажды открыл, которым скороговоркой делился на встречах со зрителями и которому, по-видимому, старался следовать и в жизни, — спектакль нас в этом убеждает. Возможно, жизнь любого человека можно превратить в пьесу, но вряд ли жизнь любого человека можно превратить в пьесу хорошую настолько, чтобы на нее обратил внимание кто-либо из режиссеров, а главную роль в спектакле, по ней поставленном, сыграл такой актер, как Евгений Цыганов. Но мало этого, надо прожить жизнь так, чтобы зрители пришли не просто посмотреть на популярного Цыганова, но разглядеть в нем персонажа, им созданного, полюбить его и узнать в нем самого себя. Сергей Образцов вернулся на сцену созданного им театра и куклой тоже. Возможно, это и есть вершина карьеры артиста-кукольника.

Фотографии предоставлены Театром кукол Сергея Образцова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лимонов и Париж. 1980–1991 Лимонов и Париж. 1980–1991

Лимонов переезжает в Париж. Здесь он быстро становится знаменитостью

Esquire
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
«Николай I: Дон Кихот самодержавия» «Николай I: Дон Кихот самодержавия»

Несмотря на все старания, Николай I привёл Россию к поражению в Крымской войне

Дилетант
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Между прошлым и будущим: 5 научных теорий о путешествиях во времени Между прошлым и будущим: 5 научных теорий о путешествиях во времени

Несколько научных гипотез о том, как перенестись в «прекрасное далеко»

ТехИнсайдер
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Открыть в приложении