В какую сторону качнулся маятник читательских интересов?

ЭкспертКультура

Рамиль Фасхутдинов: «Когда люди не могут планировать, они не понимают, что им читать»

Главный редактор издательства «Бомбора» — о том, в какую сторону качнулся маятник читательских интересов, и о работе с отечественными авторами

Вячеслав Суриков

Главный редактор издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов. Фото: Стоян Васев

В первой половине этого года российскому книжному рынку пришлось столкнуться с повышением цен на печать и с отказом от сотрудничества иностранных правообладателей. Изменились предпочтения читателей. Если раньше нон-фикшен был одним из драйверов роста рынка, то сейчас издатели отмечают спад интереса к литературе, опирающейся на реальные события, факты и истории. О том, что в этих условиях предпринимают издатели, «Эксперт» поговорил с главным редактором издательства «Бомбора» Рамилем Фасхутдиновым.

— Что происходит на книжном рынке?

— Все, что происходит сейчас в экономике России, мало чем отличается от того, что происходит в мире. Где-то те или иные процессы протекают чуть дольше, где-то быстрее, но в целом тренды одинаковы. Прошлый год во всем мире и в России был для книжного рынка очень позитивным. Продажи росли так, как не росли последние пять-шесть лет. Итоги первой половины этого года, я думаю, многих удивят. Книжная палата отчиталась о росте тиражей. Большинство издателей отмечают рост продаж до тридцати процентов.

— Как ведут себя читатели?

— Маятник интересов читателей качнулся в сторону художественной литературы. Рынок нон-фикшен в Британии, в Германии, в США и в России снижался весь прошлый год. Возможно, это усталость. Возможно, это связано со сменой поколений. Еще один фактор — в России произошел второй «двадцатый год». Несмотря на то что магазины не закрыты, есть ощущение неопределенности будущего. Особенно это чувствовалось в марте-апреле. Когда люди не могут планировать, они не понимают, что им читать. Весной было ощущение, что наш покупатель просто поставил жизнь на паузу. Он сказал себе: «Я не знаю, что делать». И вышел покурить. Вернулся ли он? Это вопрос. Я знаю многих людей, которые читали книги по саморазвитию, по психологии, по бизнесу и еженедельно выкладывали по ним обзоры в соцсетях. В конце февраля они написали: «Ничего не хотим читать». И только сейчас они возвращаются к книгам. Кто-то переключается на художественную литературу, потому что она заставляет мозги работать в другом направлении.

— Какова стратегия «Бомборы» в этой ситуации, в какую сторону вы движетесь?

— Проблемы на рынке начались еще в ноябре-декабре прошлого года. Но мы заметили их только в начале февраля. Планы пришлось корректировать. Ушел гламур. Раньше мы могли издавать популярных блогеров из Инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), теперь это не работает. Сейчас мы берем глобальный тренд — интерес к аниме — и думаем, что мы можем издать на эту тему: как рисовать аниме, как шить куколок — персонажей аниме, как готовить в стиле аниме. Отмечаем также всплеск интереса к метафорическим картам и картам Таро. Даже издательство «Манн, Иванов и Фербер», специализирующееся на бизнес-литературе, и то выпускает карты Таро. И мы их тоже издаем, но не под импринтом «Бомборы», а под импринтом «Эксмо». Это колоссальный сдвиг. Три-четыре года назад нас бы за это заклевали, а сейчас это нормально. С помощью карт Таро люди, опять же, пытаются справиться с неопределенностью будущего. Это хороший инструмент для снятия тревожности, которая, несомненно, присутствует.

Еще один важный момент: уже после 2020 года мы просили авторов дописывать в их книги хотя бы одну главу о том, как изменился мир, — и сейчас тоже просим авторов обновить свои тексты. Скорректировать их с точки зрения сегодняшнего дня, чтобы читатели видели, что мы предлагаем им актуальные книги. Мы видим, что рынок нуждается в профессиональной литературе. Очень хорошо почувствовали себя книги, связанные с анимацией, о том, как писать сценарии, как создавать кино, книги по программированию, по остеопатии. Современные люди в тридцать-сорок лет часто принимают решение сменить профессию и начинают переучиваться. Если раньше мы ориентировались на англоязычных авторов, то сейчас, понимая, что нам могут не продать права на их книги, ищем писателей во Франции, Италии, Германии, Бразилии, Корее и Японии.

— Насколько может быть убедителен для отечественного читателя корейский или японский автор, пишущий о бизнесе?

— Если бы я сказал, что корейских и японских авторов до сегодняшнего дня не было на российском рынке, это было бы неправдой. Они были. В сегменте прикладных книг, например о том, как рисовать, вязать, Япония делит первое-второе место с Америкой по количеству и качеству контента. Самые продаваемые книги по рукоделию последние три-четыре года — книги Хитоми Шида. Хотя вне рынка рукоделия ее имя никому не известно.

Сейчас, когда в мире кино мало новинок, мы обращаемся к пропущенным по тем или иным причинам лентам прошлых лет и открываем для себя в том числе первоклассные сериалы и фильмы в жанре аниме. Когда мы начинаем покупать прикладные японские книги по садоводству, флористике, рисованию, то сталкиваемся с сумасшедшим качеством, которого никогда на российском рынке не было. Это если говорить об иллюстрированных изданиях формата coffee-table books (книги, которые идеально смотрятся на журнальном столике. — «Эксперт»), где не так много текста и много полезной информации.

Другое дело книги по психологии. Здесь все сложнее из-за существенной разницы в менталитете. У нас есть японские авторы, которых мы хорошо продаем, но полностью заменить западную и российскую литературу они не смогут.

— Что предлагают отечественные авторы?

— Еще в 2020 году мы взяли курс на развитие отечественных авторов. Мы сделали для них личные кабинеты на сайте издательства, стали активнее вступать в диалог, проводить авторские конференции. В художественной литературе проблем с количеством рукописей нет, есть проблема с качеством. Если говорить о прикладной литературе, то мы сталкиваемся с отсутствием желания делиться опытом. Нам нужен в качестве автора известный человек, чей опыт мы можем подтвердить. Но многие известные люди нас спрашивают: зачем мне писать книги, что мне это даст? Между тем CEO Microsoft, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Google, Netflix пишут книги о своем бизнесе, о себе. А CEO каких крупных отечественных компаний написали книги? Я уверен, что все издадут книгу Германа Грефа, я первый буду бороться за то, чтобы ее выпустить, — но ведь он до сих пор ее не написал. Мы не можем дождаться книг от Алексея Миллера, Игоря Сечина, от Леонида Федуна или Вагита Алекперова. Нет книги Сергея Галицкого. Сколько раз мы обращались к нему с предложением ее написать! У каждого из наших «стальных баронов» — у Алексея Мордашова, Владимира Лисина, Виктора Рашникова — есть интересная история. Но традиция, чтобы личности такого масштаба рассказывали о себе, не сложилась.

Свою птицу удачи мы поймали в конце 2020 года. До этого самый продаваемым русскоязычным автором был Михаил Лабковский. Но состоялся он не благодаря книге. На момент ее выхода он уже был медийной личностью. Мы же нашли авторов, которые не были известны российскому читателю. Они были популярными блогерами, но речь не шла о миллионах подписчиков. Самой продаваемой книгой прошлого года стала книга Ольги Примаченко «К себе нежно». Номер один на «ЛитРесе» среди аудиокниг — «Брать, давать и наслаждаться» Татьяны Мужицкой. Эти имена возникли, потому что мы научились работать с текстами. Наши редакторы помогают авторам их прокачивать. Они не просто получают рукопись, чистят ее и сдают в печать, а делают книги такими, какими их ожидает рынок. В этом случае и автор не должен быть из разряда тех, что в течение пяти лет вымучивает одну книгу; он должен быть готов продолжать над ней работать. Это ключевое изменение, которое произошло пока только в одном сегменте — саморазвитие.

Когда возникают такие истории успеха, это вдохновляет других авторов, и они присылают свои рукописи. Мой электронный адрес можно найти на сайте. В потоке приходящих текстов мало таких, когда люди вообще не понимают, о чем хотят написать. До десяти-пятнадцати процентов книг из этого потока уходит в печать. Два года назад ситуация была иная: никто не присылал никаких писем, а если и присылали, эти письма не доходили даже до редактора. Сейчас рукописи приходят сразу мне, а я направляю редактору.

Еще один канал поступления рукописей, которого до сих пор не было, — «ЛитРес». Люди поверили в себя и стали выпускать книги на платформах для самиздата. Мы стали наблюдать за результатами, которых они добиваются на «ЛитРесе», брать наиболее успешные тексты, усиливать их и выводить в печатном варианте на широкую аудиторию. Этого тоже не было два года назад. Если раньше соотношение отечественных и зарубежных авторов в нашем портфеле было 55 к 45, сейчас это 50 на 50.

— Как меняется соотношение электронной, бумажной и аудиокниги?

— Здесь тоже за последние два года произошли кардинальные изменения. Потребление аудиокниг по подписке дало колоссальный толчок развития этому рынку. Аудиокнига стала отдельным продуктом. Они есть в подписке «Яндекс.Музыки», они появятся в готовящемся к запуску книжном сервисе МТС. Выход на рынок национальных игроков, которые планируют инвестиции в продвижение формата аудиокниги, говорит о том, что этот рынок будет расти. Мы второй год уделяем больше внимания тому, кто будет записывать аудиоверсию, особенно если речь идет о знаковых продуктах, и думаем о том, можно ли привлечь автора к записи. У аудиокниги Татьяны Мужицкой больше продаж, чем у печатной книги, — с этим я встречаюсь впервые. И это при том, что издание входит в топ-100 книг «Читай-города»! У одной из книг Татьяны Мужицкой были идентичные продажи с прошлогодней новинкой Виктора Пелевина. В чем секрет? В том, что она уникально читает свою книгу. Своим чтением она добавляет в текст энергетики и наполняет его дополнительными смыслами. Это не просто начитывание, это больше чем аудиокнига.

Такие продукты колоссально развивают рынок. Продажа электронных книг в совокупности занимает три-четыре процента от оборота. Эти продажи могут быть на уровне десяти-пятнадцати процентов, но такого результата удается достичь только бестселлерам. Основной объем продаж по-прежнему приходится на бумажные книги.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трон под долларом зашатался Трон под долларом зашатался

Руководство США собственноручно разрушает гегемонию доллара

Эксперт
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
Отходы горят «зеленым» пламенем Отходы горят «зеленым» пламенем

Установка, в которой органические отходы без вредных выбросов сжигают сами себя

Эксперт
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Большая Евразия собирается Большая Евразия собирается

Что показал прошедший в Самарканде саммит ШОС

Эксперт
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Уходящий уходит — и выигрывает Уходящий уходит — и выигрывает

Как прощаются в русском театре

Weekend
Видеосалонное искусство Видеосалонное искусство

«На расстоянии удара»: оммаж «Кровавому спорту» 35 лет спустя

Weekend
Снова всегда Снова всегда

Как Чарли Кауфман сводит все концы со всеми началами

Weekend
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания Альберта Эйнштейна и Нильса Бора

Наука и жизнь
9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине 9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине

Посудомоечная машина способна мыть не только посуду

ТехИнсайдер
Основу рациона палеоамериканки культуры Кловис составило мясо мамонтов Основу рациона палеоамериканки культуры Кловис составило мясо мамонтов

Биоархеологи проанализировали изотопный состав останков ребенка Anzick-1

N+1
Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе

От пуэра до саган-дайля: самые бодрящие виды листового напитка

ТехИнсайдер
Всё это приключилось Всё это приключилось

Реальные истории о самых странных и счастливых праздниках

Новый очаг
Приказали стать Леонардо Приказали стать Леонардо

Как создавался памятник картографии «Хорографическая книга Сибири»

Знание – сила
Облачный атлас Облачный атлас

Интерьер загородного дома в духе бельгийской школы дизайна

SALON-Interior
Ромашка Ромашка

Весь день она вспоминала о Чифе и мысленно улыбалась ему

СНОБ
Лучшие открытые концовки в кинофильмах Лучшие открытые концовки в кинофильмах

Фильмы, которые невероятно красиво оставляют зрителя с незаконченной историей

Maxim
Как подготовиться Новому году и не сойти с ума Как подготовиться Новому году и не сойти с ума

Как получить максимум удовольствия и минимум стресса в декабре

Grazia
«Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы «Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы

Насколько распространены отношения, выросшие из дружбы?

Psychologies
Мечтаем правильно Мечтаем правильно

7 техник, которые помогут приблизиться к заветному желанию

Лиза
5 лучших и 5 худших сладостей для вашего здоровья 5 лучших и 5 худших сладостей для вашего здоровья

Бывают ли полезные сладости?

ТехИнсайдер
Разреши себе отдохнуть! Разреши себе отдохнуть!

Почему мы продолжаем работать даже в отпуске?

Лиза
Открыть в приложении