Выставка искусства, созданного женщинами в Париже двадцатых годов прошлого века

ЭкспертКультура

«Музы Монпарнаса»: культурный взрыв сто лет тому назад

В Музее имени Пушкина — выставка искусства, созданного женщинами в Париже двадцатых годов прошлого века

Вячеслав Суриков

Жаклин Марваль. 1866–1932. Кокетки. 1903

На двадцатые годы двадцатого века пришлась одна из самых сильных вспышек феминизма, призванного выровнять нарушенный гендерный баланс. В Париже он выравнивался в первую очередь в изобразительном искусстве. Здесь женщины могли заявить о себе как о значимых персонах именно в этой сфере. Они получали образование и активно включались в художественный процесс, который наиболее интенсивно протекал как раз здесь, в Париже, который тогда был центром мирового искусства. Его литературная фотография выполнена Эрнестом Хемингуэем, одно название которой «Париж — праздник, который всегда с тобой» передает атмосферу, наполнявшую этот город. Таланты стягивались сюда, потому что могли не просто реализовать здесь свой потенциал, но обрести единомышленников и попасть в круговорот новых идей.

Предтечей нашествия женщин-художников и скульпторов была Камилла Клодель. На выставке «Музы Монпарнаса» представлена ее работа «Вальс», в которой можно увидеть всю страсть, заключенную в этой женщине, вступившей в союз с другим великим скульптором — Огюстом Роденом, дерзнувшей соперничать с ним и сумевший если не превзойти его, то сравняться по степени мастерства. В 1912 году, когда в Париж из России приехала учиться скульптуре Вера Мухина, Клодель, страдавшая психическим расстройством, уже была не состоянии творить, но разрушить все предубеждения по поводу того, может ли женщина быть скульптором, он успела. Клодель была жива и тогда, когда работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» возвысилась над советским павильоном на Всемирной выставке в Париже 1937 года и стала триумфом женской скульптуры, по-прежнему оставаясь одной из ее самых высших точек.

Вера Пагава (1907–1988). Женщина с маской

В художественном мире до конца девятнадцатого века женщина была моделью — объектом искусства— и в очень редких случаях субъектом. Даже в балете, который до прихода Вацлава Нижинского был исключительно женской стихией, над женщиной возвышалась фигура хореографа. В двадцатом веке в танце эту схему разрушила Айседора Дункан — она была и автором, и исполнителем. В этот же период в живописи женщины тоже стали совмещать эти роли: они могли и писать, и позировать. Мы видим череду женских портретов, на которых модели подобны голливудским кинозвездам. Картина словно маленький фильм, где они играют главную роль. Они позволяют себя рисовать. И женщины, стоящие за мольбертом, видят другую женщину иначе, чем мужчины. Они глубже проникают в ее суть, потому что видят в ней и саму себя тоже.

Один из немногих мужчин, чьи работы допущены на эту выставку, — Цугухару Фудзита. Плод взаимного притяжения Японии и Франции, этот художник привнес в европейский рационализм — пределом которого в те годы стал кубизм Пабло Пикассо и его последователей, — восточную утонченность. Он рисует женщину не как европейский художник, пристально всматриваясь в ее тело, не как рисует женщина, для которой тело ее модели — сгусток эмоций и тончайших движений души, а как человек без пола, который видит и то и другое и сохраняет по отношению и к телу, и к эмоциям дистанцию. Его женщины обладают только контурами тел, они едва прорисованы на полотне и в то же время полностью материальны. Их тела прекрасны и притягивают взгляд, одновременно они остаются тем самым сгустком эмоций, который по-настоящему способны передать только сами женщины.

Мария Васильева (1884–1957). Крыши. 1915

Цугухару Фудзита стал еще одним элементом культурного взрыва, главное условие которого — неоднородность среды, в которой он происходит. Она должна состоять из людей с различным культурным опытом, носителей разных идей, которые, смешиваясь между собой, порождают нечто новое. Женщины в этот период, в этом месте, с их желанием утвердиться, доказать, что они не только способны встать на один уровень с мужчинами, но и превзойти их, выступили катализаторами культурного взрыва. Они жаждали изменить эту реальность своими руками и смогли это сделать, но ненадолго. Период «муз Монпарнаса» был короток и сейчас легко вместился в несколько залов. Но так же, как короткий период творчества Камиллы Клодель навсегда изменил ход истории, их творчество преобразило реальность.

Среди «муз Монпарнаса» мы видим и русских женщин. Они тоже ринулись в Париж, который благодаря дягилевским сезонам уже был покорен русскими балеринами, чтобы доказать, что они могут быть еще и художниками и скульпторами. Мария Васильева родилась в Смоленске, учиться в Париж уехала в 1907 году, а уже в 1912-м основала собственную академию. Она могла направить свою неукротимую энергию на что угодно: на живопись, на танец, на создание кукол, и каждый раз вокруг нее возникал энергетический вихрь, который притягивал к ней других талантливых людей, она создавала вокруг сообщества — еще одно условие культурного взрыва, который никогда не творится в одиночку.

Эскиз афиши «Монпарнас. Музы». Около 1928

Аналогичные процессы тогда происходили и в России, которая накануне революции резко радикализировалась и в изобразительном искусстве, и в театре, а после выплеснула накопленную энергию. Здесь культурная революция шла рука об руку с социальной — новое искусство стало манифестом нового социального строя, оно было куда более беспощадным к своим предшественникам. В Париже этот процесс протекал не так драматично, но исторический отрезок, отведенный на процесс культурного преображения, и там и там был короток — в конце двадцатых он уже почти завершился: экономические неурядицы в мировой экономике (в России — «великий перелом») и новое нарастание внешнеполитического напряжения. Пушки еще не начали стрелять, но музы уже почувствовали, что атмосфера становится неблагоприятной, и их голоса звучали все тише и тише, пока совсем не смолкли в ожидании новой вспышки феминизма, призванной снова уравновесить гендерный баланс. Новая вспышка не заставит себя долго ждать. За ней последует еще одна, другая, и с каждым разом они будут становится все ярче и сильнее.

Фото: предоставлено комитетом Жаклин Марваль, Париж; Культурная ассоциация Веры Пагавы, Париж; Собрание Владимира Царенкова. Лондон; частное собрание

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Кому принадлежит Байкал Кому принадлежит Байкал

Байкал — личные трагедии, частная инициативы и нарушения интересов природы

Эксперт
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Электроны и котики Электроны и котики

Электроны и котики

Наука и жизнь
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Морская прогулка Морская прогулка

Интерьер в эклектичном стиле, вдохновленный островом Санторини

SALON-Interior
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение

Как предприниматель Геннадий Спажев восстановил село Замытье

Forbes
Деликатный вопрос Деликатный вопрос

Все, что ты хотела знать об интимной пластике, но стеснялась спросить

Лиза
«Немного солнца в холодной воде» «Немного солнца в холодной воде»

Почему янтарь может стоить больше, чем бриллиант?

Зеркало Мира
Какие риски несет использование искусственного интеллекта в бизнесе Какие риски несет использование искусственного интеллекта в бизнесе

Сможет ли бизнес пользоваться ИИ, не создавая серьезных проблем?

Монокль
Старость за работой Старость за работой

«Хаяо Миядзаки и птица»: идеальный комментарий к «Мальчику и птице»

Weekend
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
Балджи у далеких ярких субмиллиметровых галактик сформировались за счет вспышек звездообразования Балджи у далеких ярких субмиллиметровых галактик сформировались за счет вспышек звездообразования

Телескопы ALMA и «Джеймс Уэбб» наблюдали балджи у субмиллиметровых галактик

N+1
Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин» Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин»

Артист Игорь Тарасов — об отдыхе без музыки и примере, который подает ему сын

СНОБ
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
«Девчонка из Белово точно не станет популярной» «Девчонка из Белово точно не станет популярной»

Певица Асия о вдохновении, отношениях и самооценке

OK!
Разумом, молотком, пистолетом Разумом, молотком, пистолетом

Какими приспособлениями пользуются полевые исследователи

ТехИнсайдер
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
Покупай, подорожало Покупай, подорожало

Российский авторынок идет на рекорд

Деньги
Богатую микофлору носа связали с повышенным риском астмы и аллергического ринита Богатую микофлору носа связали с повышенным риском астмы и аллергического ринита

Богатая микофлора носа повышает вероятность развития аллергии и  астмы

N+1
Открыть в приложении