Москва показала, что креативные индустрии могут давать макроэкономический эффект

ЭкспертБизнес

Московский креативный бульон

Опыт Москвы показал, что креативные индустрии могут давать макроэкономический эффект, но для этого инструментарий поддержки должен быть разнообразным и точечным

Сергей Заякин, Ирина Перечнева

В Москве открылась онлайн-платформа «Центр материалов» для специалистов из сферы моды и дизайна. По словам руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексея Фурсина, это позволит создать пространство для взаимодействия разных сегментов рынка моды: «Дизайнеры, архитекторы, декораторы интерьеров смогут использовать базу для реализации своих проектов», — рассказал он. Свыше 400 поставщиков представили на площадке более десяти тысяч образцов материалов. Помимо этого на платформе собраны сведения об актуальных тенденциях в мире моды и прогнозы об изменениях в сфере дизайна, технологий и индустрии красоты.

Это еще один инструмент поддержки креативных индустрий в Москве, запущенный профильным департаментом.

Креативная статистка

В течение последних двадцати-тридцати лет многие страны активно занимаются поддержкой креативных индустрий, потому что власти увидели в этом секторе потенциал роста экономики. В России появилось несколько исследовательских групп, которые попытались измерить вес сектора. По оценке Агентства стратегических инициатив (АСИ), к 2021 году вклад креативных секторов в ВВП России составил 4,98%, а общий объем выручки исследователи оценили в 10,7 трлн рублей, это 4,21% суммарного дохода всех организаций страны.

График 1. Наибольшую выручку генерируют ИТ и смежные отрасли

Аналитический центр «Эксперт» сравнил результаты различных замеров в разрезе регионов. Расчеты показали, что по большинству показателей лидирует Москва. По оценке НИУ ВШЭ, добавленная стоимость столичного креативного сектора уже в 2018 году составила 1,12 трлн рублей. Это занимает 54% добавленной стоимости всех российских креативных индустрий страны. Наибольший темп набрала сфера рекламы. Москва сконцентрировала 87,6% общестрановой добавленной стоимости в этом виде деятельности, столичное телерадиовещание держит 83,7%, информационные технологии — 68,4%, киноиндустрия — 67,5%.

И дальше вес сектора только увеличивался. АСИ в 2021 году оценило вклад креативных индустрий Москвы в РВП в 18,5%. Это наибольший показатель среди субъектов РФ: на второй позиции Санкт-Петербург (12,6%), затем Тюменская (8,9%), Костромская (7%) и Новосибирская (5,4%) области.

К началу 2022 года в креативной экономике Москвы функционировало более 166 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей. Во всех остальных регионах количественный состав ощутимо меньше. В креативном секторе северной столицы работает 57,2 тыс. организаций, в Краснодарском крае и Свердловской области, соответственно, 25,8 тыс. и 23,4 тыс. Важно, что сектор постепенно учится зарабатывать. В 2022 году в сравнении с 2020-м суммарная выручка креативных отраслей столицы выросла с 3,2 трлн до 4 трлн рублей. Москва становится еще и магнитом для талантов, притягивая к себе лучшие творческие кадры: более 26% занятых в отраслях креативной экономики всей страны приходится на московский рынок.

В экспертных дискуссиях нередко ставится вопрос, почему столь же впечатляющие результаты не демонстрируют другие регионы. Отдельные успехи есть. К примеру, Якутия сделала колоссальный прорыв в области кинематографа. Но это, скорее, образцово-показательные кейсы. Пока большинству регионов не удается сделать хоть сколько-нибудь заметным вклад сектора в региональный валовой продукт.

Безусловно, для лидерства столицы есть базовые предпосылки, связанные с эффектом масштаба и емкостью рынка. Однако, как показало наше исследование, ключевым фактором является все-таки правильно настроенный инструментарий поддержки.

График 2. За два года выручка столичного креативного сектора выросла в 1,2 раза

Каждому — по потребности

Большинство регионов пытаются опираться на универсальный подход, например разработать закон о креативных индустриях. Но проблема в том, что такой метод работает плохо. В креативной экономике приходится одновременно развивать очень много малых бизнесов, а они все разные. К примеру, ограничения роста киностудии принципиально отличаются от проблем ювелирной мастерской. И это, пожалуй, один из серьезных вызовов для властей регионов.

Правительство Москвы эту проблематику увидело. В 2020 году столичный департамент предпринимательства и инновационного развития решил создать отдельную организацию для развития творческого бизнеса — Агентство креативных индустрий (АКИ). Новая структура пошла по пути разработки разных проектов для творческих предпринимателей с учетом их специфики.

К примеру, стало видно, что дизайнерам интерьеров и городских пространств непросто найти заказчиков. В рамках проекта «Арт фабрика» власти помогают им устанавливать контакты с крупными девелоперами.

График 3. Москва лидирует как по абсолютному числу занятых в креативных индустриях, так и по их доле общем числе занятх в экономике

Несколько другие потребности, как выяснилось, появляются у создателей аудио- и визуального контента: артистам не хватает навыков коммуникации с продюсерами и менеджерами. Поэтому АКИ для этой аудитории решило создать резиденцию «Фабрика музыки»: здесь творческие люди готовят к выпуску свои записи, находят клиентов и работодателей.

Чтобы расширить возможности коммуникаций, в июне этого года при поддержке АКИ был открыт онлайн-рынок отечественного аудиовизуального контента Key Buyers Event: Digital Edition. К нему присоединились более 1400 участников, около 600 из которых представляли международные компании из 70 стран. Участникам уже в дни проведения онлайн-рынка удалось заключить несколько контрактов на продажу московских фильмов, сериалов и анимационных лент за рубеж.

В ходе анализа тенденций власти также обратили внимание на проблемы в сфере промышленного дизайна, и главная из них — отсутствие взаимодействия разных участников технологической цепочки. Агентство креативных индустрий и департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы задумались о создании площадки, которая объединила бы дизайнеров и представителей реального производственного сектора. Так появился проект «Фабрика дизайна». На фоне санкционного давления появился запрос на формирование собственных технологий в разных секторах экономики, и актуальность проекта стала еще острее, он уже вышел за пределы Москвы, в нем участвует 72 региона. Помимо того что дизайнеры пытаются решить конкретные задачи, поставленные перед ними реальными игроками рынка, для них это еще и своеобразная школа. Востребованным проект оказался и среди производственников.

«“Фабрика дизайна” — это хороший способ помониторить рынок, — считает директор Центра территориального развития Удмуртской Республики Вячеслав Правдзинский. — Есть возможность посмотреть на специалистов, которые могут решать типовые задачи».

У производителей товаров — свои специфические проблемы. Вячеслав Правдзинский называет их «страхом входа в дизайн»: «Предприятиям, у которых нет внутренней компетенции по заказу дизайна, трудно понять, как этот сервис устроен, как он оплачивается, что можно получать на выходе. На мой взгляд, “Фабрика дизайна” — это хороший способ получить эту компетенцию и посмотреть всю широту представленных кадров на рынке. В итоге можно выбрать того, кто тебе наиболее близок для решения твоей задачи».

С другой стороны, по мнению главного художника Управления архитектуры Челябинска Павла Писклакова, у дизайнеров появляется шанс показать себя и найти заказчиков: «Этой коммуникации на рынке сильно не хватает. Причем теоретически все готовы сотрудничать, а встретиться не получается. Мне кажется, “Фабрика дизайна” — это один из тех инструментов, которые как раз решают эту задачу».

График 4. Количество креативных компаний в Москве почти в 3 раза больше чем в Санкт-Петербурге

Собрать креативное комьюнити

Вторая сложность построения программ поддержки креативной экономики связана с характером применяемых механизмов. И здесь многие опять-таки делают ошибки. Большинство регионов сразу настраиваются на финансовые меры поддержки. Но у творческих предпринимателей другой запрос.

Прежде чем финансировать идею, нужно создать среду, или, как говорят сами представители индустрии, «заварить креативный бульон». Именно в этом зачастую и заключается успех креативного предпринимательского проекта, считает директор креативного агентства Алексей Шаталов: «Если творческие взаимодействия, дизайнерские решения, мода, технологичность вплелись в одно пространственное решение — значит, это пространство успешно с большей вероятностью».

«Чтобы креативное пространство было успешным, необходимо постоянное продвижение в медиа, — добавляет директор по стратегии московского коммуникационного агентства Антон Грищенко. — Важна также поддержка со стороны лидеров общественного мнения, обязательно насыщенный календарь событий и активностей на территории. Кроме того, для формирования устойчивого привлекательного образа креативного пространства требуются большие усилия и реализация долгосрочной коммуникационной стратегии, чтобы регулярно напоминать о себе и выстраивать свой имидж».

Руководитель одного из московских креативных проектов в области культуры Антон Алфер создает цифровую экосистему для креативных специалистов: «Задача в том, чтобы каждый специалист, заходя на любой из проектов экосистемы, мог получить там возможности для самореализации». Антон говорит, что в его случае главный фактор успеха — синергия.

Казалось, бы при чем здесь власть? Но, как выяснилось, именно она и может заварить этот креативный бульон.

«Власть нужна, чтобы собрать местное креативное комьюнити, создать место силы, где оно будет работать, — отмечает директор университета креативных индустрий Екатерина Черкес-заде в одном из исследований».

И именно эту конструкцию попытались построить в АКИ. За неполные три года агентство провело около 40 крупных мероприятий и конкурсов. Одной из наиболее масштабных и эффективных площадок представители индустрии называют Российскую креативную неделю. Главное событие отрасли ежегодно собирает более полутора тысяч компаний.

«Мы уверены, что формат Российской креативной недели, объединяющей представителей всех креативных индустрий страны и за ее пределами, является важной площадкой для установления эффективных межрегиональных связей и презентации лучших практик. К тому же это один из ключевых двигателей институциональных изменений креативной отрасли на государственном уровне», — отмечают в одном из креативных пространств Москвы.

По словам дизайнера Виктории Спириной, сегодня при продвижении своего бренда дизайнерам, особенно молодым, нужна именно такого рода поддержка. «Город начал выстраивать прямой диалог с отраслью, совместно отвечать на вызовы, стоящие перед компаниями, и работать над ключевыми точками роста. Мы видим, что проводятся мероприятия, где бизнес и власть могут в открытом диалоге обсудить свои “боли” и успехи, — рассказала Виктория «Эксперту».

Предприниматели готовы предлагать свои идеи в части развития сектора. Антон Грищенко к наиболее востребованным инструментам поддержки со стороны государства относит создание междисциплинарных команд и оценку городских пространств, пригодных для джентрификации: «Кроме того, необходимо постоянно вносить изменения в нормативно-правовую базу для повышения устойчивости и эффективности рабочих моделей по созданию кластеров, оказывать помощь в формировании стратегий развития городов и городских территорий, проводить социологические исследования, которые особенно актуальны в современной урбанистике и городском планировании».

График 5. В 3,7 раза вклад столичных креативных индустрий в ВРП превышает общероссийский показатель

Инструменты для бизнеса

Однако нужно помнить, что в термине «креативная экономика» содержатся два слова. Вот про второе творческие люди иногда забывают. И это еще одна типичная ошибка многих региональных управленческих команд. Нужны грамотные инструменты снятия наиболее распространенных проблем развития бизнеса. А как известно, одним из ключевых ограничений практически любого вида предпринимательской деятельности является организация продаж. И на этот аспект в АКИ тоже обратили внимание. В прошлом году для дизайнеров одежды был создан универмаг «Телеграф», работающий в ТРЦ «Афимолл Сити». Уже сегодня можно сказать, что попытка встроиться в раскрученную площадку удалась. С августа прошлого года товарооборот секции составил более 22 млн рублей, при том что общий товарооборот универмага — около 88 млн рублей.

Но такая модель опять-таки подходит далеко не для всех индустрий. Для продвижения художественных произведений наилучшим способом считаются ярмарки. Именно поэтому правительство города поддерживает все крупные ярмарки современного искусства, такие как Cosmoscow, Blazar, «Арт Москва». Художники могут выставить свои работы под брендом Created in Moscow на главных выставочных площадках.

Наше исследование указало еще на один барьер для развития творческого бизнеса — недостаток кадров нужной квалификации. И такой модуль АКИ тоже запустило. В коллаборации с департаментом труда и социальной защиты, а также с Русской ассоциацией участников фешен-индустрии создан акселератор. В рамках программы для 20 компаний легкой промышленности целенаправленно готовят сотрудников.

Финансовые инструменты в наборе мер департамента, безусловно, тоже присутствуют. В линейке продуктов есть и льготные кредиты, и гранты. По мнению Антона Алфера, большой толчок дает грантовая поддержка: «Многие проекты “взлетают” и получают хорошие возможности на старте благодаря грантовым конкурсам. Мы тоже активно используем эти инструменты».

Но этот механизм следует включать, когда идея уже созрела, а во-вторых, включать по-умному. Наиболее более продуктивной выглядит точечная модель финансовой поддержки резидентов отраслевых технопарков. Это еще один элемент в системе поддержки креативных отраслей Москвы. Первым такой статус в июне 2020 года получил Центр дизайна Artplay. Его резиденты представляют сферы архитектуры, дизайна и искусства. Они могут получить субсидии до 10 млн рублей на компенсацию процентов по кредитам, расходов на приобретение или лизинг оборудования, на присоединение к системам инженерно-технического обеспечения.

Все это позволяет бизнесу планомерно развиваться в стабильных условиях. Другое дело, что в критической ситуации необходимо включать специальные рычаги. И это еще один принципиальный подход столичной политики в области креативной экономики. Так, в разгар пандемии власти выделили специальные гранты на поддержку кинотеатров — до 50 млн рублей на одну сеть. В итоге в Москве закрылось всего 11% кинотеатров, тогда как в целом по стране испытание коронакризисом не выдержали 15% кинотеатров. В 2022 году, в пик санкционного кризиса, произошел обвал зарубежного контента, в ответ на это АКИ также выделило 300 млн рублей на поддержку кинотеатров. Это позволило сохранить досуговую инфраструктуру столицы без потерь.

Кроме того, креативные компании столицы могут получить бесплатную поддержку в продвижении своих проектов на международном рынке. Компании из творческих сфер участвуют в зарубежных выставках и бизнес-миссиях в рамках коллективного стенда Made in Moscow, а также представляют свою продукцию на иностранных маркетплейсах. Так, кинокомпании и анимационные студии в июне этого года представили свой контент в Китае на выставке CICAF, а в ноябре отправятся в Индию на India Film Bazaar.

Контуры будущего

Как показало исследование АЦ «Эксперт», именно такой многовекторный подход и позволяет наращивать долю креативных индустрий в экономике Москвы и обеспечивает ее лидерство в страновом масштабе. «Одновременное развитие разных направлений дает мультипликативный эффект для всей отрасли», — подчеркивает заместитель мэра Наталья Сергунина.

По нашему мнению, опыт развития этого сектора стоит изучать не только с точки зрения текущих задач.

Россия прошла самый острый этап санкционного кризиса, экономика входит в фазу восстановления. Есть разные гипотезы относительно механизма будущего роста. Некоторые экономисты считают, что локомотивом этого курса будут не массовые производства, а уникальные решения — у россиян в силу культурного кода это получается лучше всего. Об этом, в частности, говорит в своих интервью декан экономического факультета МГУ Александр Аузан: «Мы отлично можем делать что-то уникальное, но нам сложнее поставить это на конвейер. Я, скорее, допускаю успехи в занятии новых ниш тех отраслей, которые связаны с малыми сериями». Поэтому, по мнению экономиста, сейчас необходимо поддерживать креативные сектора. Так что, возможно, именно в Москве закладываются основы экономики будущего.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Наш Бисмарк» «Наш Бисмарк»

Миф о Бисмарке, как создателе Второго рейха начал складываться ещё при его жизни

Дилетант
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
В чем секрет соленых огурцов: почему все их так любят? В чем секрет соленых огурцов: почему все их так любят?

Объяснить иностранцу на словах, в чем сила соленых огурцов, почти невозможно

Maxim
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Партнёры-соперники Партнёры-соперники

Как ни готовься к войне, она практически всегда наступает внезапно

Дилетант
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Королевский детектив Королевский детектив

В 1694 году Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк вошёл во дворец Эрнста Августа

Дилетант
Вечный фашизм Вечный фашизм

Предлагаем вниманию читателей знаменитое эссе писателя и философа Умберто Эко

Дилетант
Сказка – это будущее Сказка – это будущее

Об эскапизме, о будущем и о разнице между личной и общественной моралью

Правила жизни
Робот с революционным запалом Робот с революционным запалом

Как челябинскому Заводу роботов совершил революцию в отрасли робототехники

Монокль
Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный» Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный»

Дмитрий Чеботарев рассказал о погружении в физику и секретных объектах

Grazia
Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой» Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой»

В театре «Современник» царил дух товарищества

Коллекция. Караван историй
Роза пустыни в нашем доме Роза пустыни в нашем доме

Мода на так называемые бутылочные деревья принесла нам маленькое чудо — адениум

Наука и жизнь
Залечь на дно в Белфасте Залечь на дно в Белфасте

«Ничего не говори»: история ирландских террористов, рассказанная ими самими

Weekend
Поэт Императорской гвардии Поэт Императорской гвардии

Поэты-эмигранты возвращались в Россию стихами. Но иным и того не довелось

Дилетант
Правила волшебства Правила волшебства

Вы когда-нибудь замечали, как волшебные сказки похожи друг на друга?

СНОБ
Вдаль по-питерски Вдаль по-питерски

Закулисье “Ленинград Центра”

Men Today
Почему на самом деле у металлических крышек для бутылок ровно 21 зубец и зачем они вообще нужны Почему на самом деле у металлических крышек для бутылок ровно 21 зубец и зачем они вообще нужны

Почему у металлических крышек для стеклянных бутылок ровно 21 зубчик?

ТехИнсайдер
5 ситуаций, в которых лучше сдаться, чем продолжать борьбу 5 ситуаций, в которых лучше сдаться, чем продолжать борьбу

Когда «сдаться» — это признак не слабости, а силы?

Psychologies
Теория расширяющейся Земли Теория расширяющейся Земли

В самом центре земного ядра находится мощный термоядерный реактор

Зеркало Мира
В силиконовых ремешках смарт-часов содержится множество вредных химикатов В силиконовых ремешках смарт-часов содержится множество вредных химикатов

Слышали что-нибудь о «вечных химикатах»?

ТехИнсайдер
Лыжи, вкатка, два ствола Лыжи, вкатка, два ствола

Правила хорошего биатлона

Men Today
Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть

Какие причины заставляют мужчину не жениться и как с ними справиться?

Psychologies
Открыть в приложении