Введение импортных пошлин поспособствует развитию отечественных производств

ЭкспертБизнес

Косметику обложили пошлинами

Введена заградительная таможенная пошлина в размере 35% в отношении ряда парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии из некоторых недружественных стран

Дмитрий Василенко

Российские бренды, не облагаемые пошлиной. Предоставлено пресс-службой

Российские компании из числа крупнейших производителей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии попросили Минпромторг ввести заградительные пошлины на импорт ряда товаров из нескольких недружественных России стран. Собеседники «Эксперта» уверены, что это подтолкнет россиян к переходу на столь же качественную, но более доступную отечественную продукцию, а также поможет малому и среднему бизнесу в отрасли занять новые ниши.

Зачем платить больше

Санкционный шок, уход с рынка и приостановка деятельности многими крупными зарубежными производителями товаров повседневного спроса заставили их отечественных конкурентов в ускоренном режиме искать новых поставщиков сырья и осваивать выпуск новых для себя продуктов. Теперь индустрия, справившаяся с этими вызовами в рекордно короткие сроки, набрала хороший темп и не намерена останавливаться на достигнутом. Ассоциация товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» обратилась в Минпромторг с предложением ввести заградительные импортные пошлины на ряд товаров из недружественных стран, а именно из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Польши. Такая мера должна коснуться поставщиков импортных шампуней, средств для волос, бритья и чистки зубов, дезодорантов, антиперспирантов, моющих средств и еще нескольких категорий. Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии объединяет крупнейших производителей отрасли — АО «Фаберлик», АО «Арнест», ООО «ДиАрСи», ООО «Юникосметик» и ООО «Миксит». Суммарный годовой оборот членов ассоциации составляет 60% российского парфюмерно-косметического рынка, а товары этих компаний можно найти почти во всех торговых сетях, интернет-магазинах и других специализированных точках.

В беседе с «Экспертом» представитель Минпромторга подтвердил получение такого запроса и отметил, что уже сегодня российские производители могут полностью закрыть всю потребность рынка в этой продукции. Как объясняют в самой ассоциации, ранее доля импортного сырья в компонентной базе косметических средств составляла до 90% от общего объема, а в упаковке — до 70%. Однако за последний год российские компании в значительной степени переориентировали закупки в пользу дружественных стран и локальных производителей. Благодаря этому объем поставок сырьевых ингредиентов из недружественных стран в 2022 году сократился с 63 до 35% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, и тенденция на развитие отечественного химического производства говорит о том, что такой тренд сохранится и в ближайшие несколько лет.

Большинство собеседников «Эксперта», представляющих отрасль, отметили, что введение пошлин неминуемо приведет к росту конечных цен, но подорожают только конкретные импортные категории товаров (шампуни, средства для волос, средства для чистки зубов, средства для бритья, дезодоранты и антиперспиранты, средства для ароматизации и дезодорирования воздуха помещений, моющие и чистящие средства) из вышеупомянутых шести недружественных стран. Других категорий это не коснется, и удорожания не будет.

«Заградительные пошлины на ограниченный перечень продукции из недружественных стран приведут к соответствующему росту цен. Конечно, часть покупателей продолжит приобретать привычные бренды, несмотря на удорожание. Но большая доля начнет искать аналоги у российских производителей, а также производителей из дружественных стран. Спрос на отечественные бренды вырастет, но конкуренция с продукцией из дружественных стран останется», — говорит основатель косметического бренда Perfect4U Татьяна Бороздина.

В свою очередь, руководитель направления закупок товаров для красоты интернет-магазина Shopping Live Маргарита Рубцова уточняет, что продукция из этого перечня и так подорожала с начала года. И хотя это действительно поможет переориентировать часть покупателей на российскую косметику, введение полного запрета на поставки парфюмерно-косметической продукции из недружественных стран, а также повышение пошлин на товары, по которым ассортимент отечественных брендов не в полной мере может удовлетворить запросы потребителей (парфюмерия, декоративная косметика), пока не планируется, отметили в Минпромторге.

Свободная ниша

Исполнительный директор Ассоциации товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» Андрей Самойлов в беседе с «Экспертом» отметил, что больше половины импортируемой продукции в указанных категориях ввозилось из стран Евросоюза, при этом в перспективе введение пошлин затронет только 815% от общего объема поставок и не коснется подавляющего большинства привычных потребителям брендов. По остальным категориям товаров, не подпадающим под новые пошлины, никаких изменений на рынке не предвидится, так как российские производители уже успешно заняли эти рыночные ниши.

«В остальных категориях после ухода европейских иностранных брендов на российском рынке увеличилось количество товаров из дружественных стран, которые закрыли потребность производителей в импортных аналогах», — объясняет он. Схожую позицию выразили и в Минпромторге, отметив, что введение пошлин поможет сделать российскую продукцию более конкурентоспособной в конкретных категориях — там, где российские товары не уступают по качеству иностранным аналогам.

«Речь идет об ограниченной части парфюмерно-косметической продукции, поэтому повышения цен на необходимые российским потребителям товары не предвидится. Отметим также, что отечественные товары не уступают по соотношению цена/качество зарубежным аналогам», — сказали в Минпромторге.

Мал, да удал

В Минпромторге также считают, что введение импортных пошлин поспособствует развитию других отечественных производств, которые со временем могут занять определенные ниши и вытеснить оттуда иностранных игроков. Но этот процесс, по мнению опрошенных «Экспертом» специалистов, требует не только государственной поддержки, но и значительных инвестиций в фундаментальные процессы — вроде разработок и исследований.

«С точки зрения процесса производства — ингредиентов, формул, упаковок — часть категорий российские производители уже заместили. Часть же пострадала. Например, категория гигиены, где есть высокотехнологичные процессы. И здесь коллег ждет большая работа не только в плане производства и технологий, но и в плане клинических тестов продуктов», — говорит управляющий директор ГК Natura Siberica по стратегии Анастасия Устенко.

Собеседница «Эксперта» объясняет, что в той же категории косметики по уходу за кожей лица лидерами всегда были производители из Швейцарии, Франции и США, на протяжении долгого времени вкладывавшие средства в развитие этого направления, его научной основы, знаний и технологий. То же можно сказать и о косметике, идущей из пластической хирургии, фармацевтики и так далее. Научиться производить сопоставимые по качеству аналоги можно, но это требует концентрированных усилий и крупных инвестиций. К тому же это очень большой путь для потребителя, у которого должно сформироваться лояльное отношение не только к продукту, но и к бренду.

Впрочем, многие небольшие российские производители уже говорят, что рынок сам идет к ним навстречу. Так, Татьяна Бороздина из Perfect4U в беседе с «Экспертом» отметила, что в этом году ее компания ощущает заметный рост спроса со стороны мультибрендовой розницы, салонов красоты, федеральных сетей, дистрибьюторов и интернет-магазинов. Она уверена, что в будущем этот тренд сохранится, что открывает путь для конкурентной борьбы между небольшими, но уникальными производителями.

«Мы уверены, что российский производитель может занять свою долю рынка, отвоевав ее у иностранных игроков, в первую очередь за счет качественного продукта, который не уступает импортному. Все это открывает огромные возможности для роста и развития отечественного производства, в том числе МСП», — говорит Татьяна Бороздина.

Российские производители на данный момент обладают достаточным производственным потенциалом и компетенцией, используют высокотехнологичное оборудование, оснащены испытательными и научно-исследовательскими лабораториями, имеют большое количество патентов на изобретения в части технологий производства продуктов и их компонентов. Все это только способствует их развитию — и с точки зрения влияния на малый и средний российский бизнес введение заградительных пошлин только усилит уже сформировавшийся тренд, уверена собеседница «Эксперта». «Повышение пошлины благоприятно скажется на субъектах малого и среднего предпринимательства, поскольку она затрагивает не только известные компании, но и ряд нишевых брендов. Введение заградительной пошлины может послужить стимулом для выбора российского», — говорит представитель профильной ассоциации.

В Минпромторге подытожили, что сама по себе пошлина не может коренным образом изменить ситуацию на российском рынке косметики и парфюмерии: важен комплексный подход, нацеленный на всестороннюю помощь таким предприятиям. В частности, рассказали в ведомстве, помимо традиционных пользующихся спросом мер — транспортной субсидии, сертификации на внешних рынках и займов Фонда развития промышленности — в этом году запущен новый механизм поддержки, направленный на субсидирование части затрат производителей потребительских непродовольственных товаров на продвижение их продукции на телевидении.

Принятые меры являются ответным шагом на агрессию со стороны западных стран в отношении отечественных производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии. Восьмой пакет санкций полностью ограничил экспорт российской продукции за рубеж, нанеся сильный удар по крупным российским компаниям. И для того, чтобы наши производители могли выстоять, необходимо оказать им поддержку внутри страны, уверены в Ассоциации производителей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Жил-был Анри Четвёртый…» «Жил-был Анри Четвёртый…»

Почему Генрих IV получил прозвище «добрый король»

Дилетант
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Красочный кульбит Красочный кульбит

Компания «Пигмент» запустила в Ленинградской области два завода

Эксперт
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Коливинги как общежитие 2.0 Коливинги как общежитие 2.0

Насколько коливинги могут быть интересны арендаторам и частным инвесторам?

Эксперт
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе «Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Как собственнические матери влияют на своих дочерей?

Psychologies
Старость за работой Старость за работой

«Хаяо Миядзаки и птица»: идеальный комментарий к «Мальчику и птице»

Weekend
К духам воды К духам воды

Шаманизм — важная составляющая жизни бурят. Каждый обряд проходит по-разному

Seasons of life
По законам гостеприимства По законам гостеприимства

Солнечный интерьер, который встречает тепло и радостно

Идеи Вашего Дома
В горгонопсе с Мальорки заподозрили древнейшего представителя терапсид В горгонопсе с Мальорки заподозрили древнейшего представителя терапсид

Ученые обнаружили на острове Мальорка в Средиземном море остатки горгонопса

N+1
Сказка, ставшая реальностью Сказка, ставшая реальностью

Константин Маркелов о «дофамин-банкинге» и новой продуктовой культуре корпораций

Правила жизни
Ядерный проект века: «Вопрос топлива решится на десятки тысяч лет» Ядерный проект века: «Вопрос топлива решится на десятки тысяч лет»

Создание новых технологий переработки ядерных отходов изменит жизнь человечества

ФедералПресс
Привезите мне на Новый год санкционку в подарок Привезите мне на Новый год санкционку в подарок

Какими путями в страну попадает импорт и какие препятствия стоят у него на пути

Монокль
«Ангел с черным крылом»: роман о воровке, которая учится спасать жизни «Ангел с черным крылом»: роман о воровке, которая учится спасать жизни

Отрывок из авантюрного романа Аманды Скенандор «Ангел с черным крылом»

Forbes
Со времен Александра Невского Со времен Александра Невского

Пять московских достопримечательностей с удивительной историей

Зеркало Мира
После ёлки После ёлки

Подарок на кремлёвской ёлке выдавали не в каком-то там мешочке, а в шкатулке

Новый очаг
Лилия Любимова: «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа» Лилия Любимова: «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа»

Астролог Лилия Любимова — о ретроградном Меркурии и гороскопах

Лиза
Корпорация «Винисиус»: как звезда «Реала» построил свой бренд и монетизировал его Корпорация «Винисиус»: как звезда «Реала» построил свой бренд и монетизировал его

Как талантливому бразильцу удалось построить империю, которая делает его богаче.

Forbes
«Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов «Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов

Почему иностранцы продолжают выбирать российский рынок?

СНОБ
За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать

Десять знаковых российских художников с уличным бэкграундом

Правила жизни
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Ближайшее окружение Ближайшее окружение

Всегда ли удается разместить произведения современного искусства в квартире

СНОБ
Открыть в приложении