В отечественный прокат выходит спортивная драма «Стрельцов»

ЭкспертРепортаж

Илья Учитель: «Стрельцов не виноват»

В отечественный прокат выходит спортивная драма «Стрельцов»

Вячеслав Суриков

Фильм 28-летнего Ильи Учителя, в котором он обращается к ключевым моментам биографии Эдуарда Стрельцова, должен был выйти в прокат еще в апреле. Новая дата начала проката — 24 сентября. Фильм рассказывает о выдающемся футболисте, чья карьера была прервана приговором к двенадцати годам тюремного срока, из которых он отсидел меньше половины, после чего вернулся на футбольное поле, продолжил играть за команду «Торпедо» и сборную СССР. Главную роль в фильме играет самый востребованный актер отечественного кино — Александр Петров («T-34», «Лед-2», «Текст»), в главной женской роли — Стася Милославская. Накануне премьеры «Эксперт» поговорил с Ильей Учителем о том, как возник у него замысел «Стрельцова» и как он над ним работал.

— Фильм «Стрельцов» — это биография с поправкой на легенду о великом футболисте?

— Тот, что у нас получился, скорее легенда с поправкой на биографию. Не буду скрывать: у нас в фильме много моментов, которые кто-то назовет неточностями. В процессе работы над сценарием мы многое придумали и добавили. Но в основе фильма все же жизнь Эдуарда Стрельцова.

— Что вы можете сказать в свою защиту по поводу этих «неточностей», в которых вас неизбежно будут упрекать?

— Мы готовы к нападкам. Всем не объяснишь, что есть кино, а есть реальная жизнь. Как будет, так и будет. Стивен Спилберг в титрах ко многим своим фильмам — если не ошибаюсь, «Мюнхен», «Поймай меня если сможешь» — использует фразу Inspired by real events («Основано на реальных событиях». — «Эксперт»), но мы понимаем, что это художественные фильмы и в них есть вымысел. У нас что-то похожее.

— Как вы попали в этот проект? От кого исходила инициатива его запуска?

— Инициатива исходила от меня. Я с детства болен футболом. Про Стрельцова мне рассказывал мой дедушка, когда мы вместе смотрели футбол по телевизору. Став постарше, я начал серьезнее интересоваться его жизнью. Казалось бы, это готовое кино. Но от написания сценария до выхода фильма прошло семь лет, даже чуть больше.

— Рассчитываете ли вы на то, что имя Стрельцова, вынесенное в название фильма, привлечет зрителей в зал?

— Главный референс для нашего фильма — «Легенда № 17». Не думаю, что на момент его выхода в прокат имя главного героя Валерия Харламова было для большей части аудитории узнаваемым. Скорее наш фильм, и я надеюсь на это, поднимет волну интереса к личности Стрельцова.

— Из вашего фильма следует, что Стрельцов не совершал преступления, в котором его обвинили в 1958 году. Какие мотивы двигали в данном случае авторской группой?

— В фильме канва истории с его обвинением отличается от той, что была в реальности. Но наша позиция такая: он не виноват. И это не делает его менее интересным персонажем. Он все равно очень неоднозначный, про него нельзя сказать, что в начале истории он просто хороший, а в конце — уже идеальный.

— Трудно было определиться с исполнителем главной роли или вы сразу видели в ней только Александра Петрова?

— Он проходил кастинг вместе со всеми. Мы с ним предварительно встречались, что-то обсуждали, но это не означает, что его шансы были выше, нежели у всех остальных. Они были выше, но только благодаря тому, что в детстве он занимался футболом и умеет в него играть. Не все кандидаты обладали такой способностью, необходимой для нашего фильма. Но я счастлив, что в итоге именно он сыграл эту роль, потому что Петров — один из лучших наших актеров, и, конечно, он очень много привнес в фильм. Саша по-хорошему простодушный, наглый, дерзкий дворовый парень, каковым и был Стрельцов в моем понимании. Но так или иначе это все равно собирательный образ.

— Как вы оцениваете степень его вовлеченности в процесс создания основного персонажа этой истории?

— Каждое утро, несмотря на все наши графики и календарно-постановочные планы, мы на полтора часа уходили в вагончик и сидели что-то придумывали. Мне кажется, что актера, более вовлеченного в создание своего персонажа, я еще не видел. Недостатка его интереса к работе на съемках я не ощущал.

— Как вы воссоздавали советские пятидесятые-шестидесятые — исторический период, когда происходит действие «Стрельцова»?

— Я большой фанат фильма «Стиляги» и сразу предложил художнику создавать схожий визуальный ряд, а он со мной согласился. Дальше все происходило как обычно: сначала рисуются эскизы, потом выбираются локации, а затем в процессе съемок они либо полностью декорируются, либо частично.

— Насколько в этом фильме проявлена ваша авторская позиция?

— С моей точки зрения, любой фильм является авторским, потому позиция автора в нем так или иначе проявляется. Я всегда хотел снять фильм про то, что люблю: про футбол, — и моя мечта сбылась.

— Удалось ли вам воплотить первоначальный замысел на сто процентов?

— Фильм создается всегда так долго, на каждом этапе производства меняются обстоятельства, и все участники съемочной группы — оператор, художник, актеры — привносят в него что-то свое. И я уже при всем желании не могу вспомнить, как я его себе изначально представлял. Вот мы отсняли материал, потом около года его монтировали. Сначала была написана одна музыка, потом другая. Я вижу конечный результат, а удовлетворяет он меня или нет, судить тяжело после того количества просмотров от начала до конца, которые я совершил.

— Производственный процесс такой длительности — насколько это естественно для отечественного кино?

— Хотелось бы побыстрее, но также хочется, чтобы все получилось достойно. Нас никто не подгонял, поэтому мы так долго и делали. Какие-то вещи от нас не зависели. Он должен был выйти чуть раньше («Стрельцов» должен был выйти в прокат 16 апреля. — «Эксперт»). По крайней мере, у нас не возникало ситуации, когда требовалось что-то делать как можно скорее. У нас было время все обдумать.

— В паузу, возникшую между датой, на которую изначально планировался выход фильма, и днем, когда он все-таки выйдет, работа продолжалась?

— Работа продолжалась, но мы поправили какие-то минимальные вещи. Монтаж уже не трогали, потому что от него зависит слишком много вещей: и музыка, и графика. Но в звуке мы что-то поправили, поскольку каждый раз, когда смотришь фильм, замечаешь что-то такое, что, кроме тебя, никто не заметит, и возникает желание доделать до конца.

— Столько лет работы над фильмом — и всего две недели проката…

— Так у всех происходит. Мне не на что жаловаться. Наоборот, я всем благодарен: у меня появилась возможность снять то, что хочется, а не то, что мне кто-то предлагал. Я всем занимался от начала и до конца и теперь надеюсь, что это понравится кому-то еще кроме меня.

— Какие у вас ожидания от кинопроката?

— В апреле, когда должен был выйти фильм, они были намного более оптимистичными, чем сейчас: не все кинотеатры еще открыты, шахматная рассадка. Поэтому на то, на что мы рассчитывали изначально, теперь рассчитывать не приходится, но будем верить в лучшее.

— Что будет, если все-таки фильм не соберет столько зрителей, сколько прогнозировалось в процессе его производства?

— В момент запуска проекта, тем более когда снимает фильм молодой режиссер, количество его зрителей не прогнозируется — все рассчитывают только, что получится проект, который прокатчикам не стыдно будет потом прокатывать. Но когда фильм уже был готов, прогнозировалось, конечно, большее число зрителей, чем то, какое мы в итоге сумеем получить.

— Сможет ли, с вашей точки зрения, имя Александра Петрова на афишах фильма, а не только имя Стрельцова, привлечь зрителей в кинотеатр?

— Да, я на это очень надеюсь. И это единственный плюс от задержки выхода фильма на несколько месяцев: если бы он вышел в апреле, мы замыкали бы большую цепочку выходивших в прокат один за другим фильмов с Сашей в главной роли или в одной из главных. Надеюсь, что зрители по нему соскучились и у них опять возникло желание посмотреть фильм с Александром Петровым в главной роли.

— Насколько серьезную роль этот проект может сыграть в вашей режиссерской карьере?

— У меня нет задачи, чтобы следующий фильм стал еще масштабнее предыдущего. Мне кажется, каждый режиссер должен иметь у себя в кармане несколько проектов, потому что никогда не знаешь, какой из них у тебя в итоге выстрелит: какой тебе дадут снимать, какой не дадут. Конечно, в моей карьере ничего более значимого, чем этот фильм, пока не произошло. Как для любого режиссера, последний фильм всегда важнее всех остальных.

— Как вы оцениваете удар, который пандемия нанесла по кинематографической индустрии? Последствия оказались и в самом деле такими страшными, какими их прогнозировали в момент начала всеобщего карантина?

— Я знаю о нескольких кинотеатрах, так и не сумевших открыться после снятия карантина — уже по экономическим причинам. Это означает, что сборов, которые показывала отечественная киноиндустрия в последние годы, как на фильмах «Холоп», «Вторжение» и «Движение вверх», уже не будет. Мне кажется, что нас откинуло примерно лет на десять назад.

— Как пережили карантин те, кто был непосредственно вовлечен в производственный процесс?

— Пережили очень тяжело. У всех свои производственные циклы, и лето всегда самый горячий сезон для съемок. В этот период снимается девяносто процентов всех фильмов и сериалов. Но сейчас, как только нас выпустили, все резко побежали снимать, потому что в карантин все тратили время на написание сценариев и zoom-подготовку к съемкам. И сейчас те, кто находится в производственном периоде, надеются только на то, что всех снова не закроют, потому что такой удар индустрии будет уже очень сложно перенести.

Фото: Мария Плешкова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новые партии подбираются к Госдуме Новые партии подбираются к Госдуме

Репетиция выборов в Госдуму-2021 прошла в штатном режиме

Эксперт
Мудрецы всегда правы? Почему РАН лишают монополии на научную экспертизу Мудрецы всегда правы? Почему РАН лишают монополии на научную экспертизу

О том, почему перемены в системе экспертизы неизбежны

Forbes
Таргетирование и реальность Таргетирование и реальность

Чем на самом деле управляет Центральный банк

Эксперт
6 фактов об игре «Что? Где? Когда?» 6 фактов об игре «Что? Где? Когда?»

Факты о телеигре «Что? Где? Когда?», которые ты не найдешь даже в черном ящике

Maxim
Украина Зеленского: страна бесконечного полураспада Украина Зеленского: страна бесконечного полураспада

Президент Украины Владимир Зеленский поднял ставки в борьбе за власть

Эксперт
Семь популярных кошачьих «странностей» с точки зрения науки Семь популярных кошачьих «странностей» с точки зрения науки

Почему коты закапывают миски с едой и вмешиваются в телефонные разговоры?

Популярная механика
Комната превращается в микроквартиру Комната превращается в микроквартиру

Duma Mebel: оснащение малогабаритных квартир «под ключ» мебелью-трансформером

Эксперт
Зэки, мерзлота и тотемные животные. Отрывок из нового романа Алексея Поляринова «РИФ» Зэки, мерзлота и тотемные животные. Отрывок из нового романа Алексея Поляринова «РИФ»

Фрагмент из новой работы Алексея Поляринова о вечной войне поколений

СНОБ
Тесла Тесла

Человек из будущего

kiozk originals
«Работа с травмой — сложная». Психолог — о волонтерской помощи белорусам «Работа с травмой — сложная». Психолог — о волонтерской помощи белорусам

Психолог о том, как государственные катаклизмы влияют на психику обычных людей

РБК
Как изменится Небесный град Как изменится Небесный град

Когда мы говорим, что интернет похож на город, мы что имеем в виду?

Weekend
Ненужная война: почему Баку и Ереван не уклонились от вооруженного конфликта Ненужная война: почему Баку и Ереван не уклонились от вооруженного конфликта

Столкновение в Карабахе соответствует внутриполитической логике обеих стран

Forbes
«Мам, я беременна»: как быть, если подросток поделился с вами тайной «Мам, я беременна»: как быть, если подросток поделился с вами тайной

Научиться спокойно реагировать на откровения и сформировать близкие отношения

Psychologies
Состояние почтового ящика может многое рассказать о личности человека, уверены психологи Состояние почтового ящика может многое рассказать о личности человека, уверены психологи

Три основных стиля ведения электронной почты с точки зрения психологов

Inc.
Тина Канделаки: «Я не бесстрашная, я просто опытная» Тина Канделаки: «Я не бесстрашная, я просто опытная»

Тина Канделаки о риске и своем легендарном трудолюбии

Cosmopolitan
Вместо соли Вместо соли

В последнее время ценность соли в глазах человечества сильно упала

Наука и жизнь
Марафон «Цифровой детокс»: возможно, вам не захочется его бросить Марафон «Цифровой детокс»: возможно, вам не захочется его бросить

Как же побороть цифровой гипноз и начать наслаждаться моментом «здесь и сейчас»?

РБК
Дизайн привычных вещей Дизайн привычных вещей

Когнитивная психология хорошего дизайна

kiozk originals
Сыск об упрямом старичке Сыск об упрямом старичке

Коллекция следственных протоколов Руси разных веков

Дилетант
Приказано вышить Приказано вышить

Кто в ответе за вышивку на кутюрных платьях модных домов России

Vogue
Место на карте: Даурия Место на карте: Даурия

Здесь зарождалась величайшая империя в истории человечества

Культура.РФ
Как не заболеть простудой и гриппом: простые правила Как не заболеть простудой и гриппом: простые правила

Основные методы противостояния простудным заболеваниям и вирусам

РБК
Бесконечная ликвидация: как ювелирная сеть Sunlight заработала миллиарды на дешевых бриллиантах и стала интернет-мемом Бесконечная ликвидация: как ювелирная сеть Sunlight заработала миллиарды на дешевых бриллиантах и стала интернет-мемом

Сеть Sunlight в свое время совершила революцию на ювелирном рынке

Forbes
Как дети иммигрантов из России и Израиля создали в США сервис доставки продуктов стоимостью в $3 млрд Как дети иммигрантов из России и Израиля создали в США сервис доставки продуктов стоимостью в $3 млрд

Получится ли у сервиса доставки еды GoPuff выйти за пределы американского рынка?

Forbes
Попутный ветер Попутный ветер

Прогулка на яхте обернулась для хозяев парижского особняка реставрацией

AD
9 явлений, которые никогда не увидит глаз, но которые можно сфотографировать 9 явлений, которые никогда не увидит глаз, но которые можно сфотографировать

Собрали в одном месте все то, что не видят наши глупые глаза

Maxim
Погода – это мы Погода – это мы

Спасение планеты начинается за завтраком

kiozk originals
Мастер перевоплощений: такой разный Джуд Лоу Мастер перевоплощений: такой разный Джуд Лоу

От обаятельного вдовца до Папы Римского: Джуду Лоу подвластна любая роль

Cosmopolitan
10 военных фильмов с самым большим количеством исторических ляпов 10 военных фильмов с самым большим количеством исторических ляпов

Для некоторых фильмов фраза «основан на реальных событиях» ничего не значит

Maxim
Планета нервных Планета нервных

Как жить в мире процветающей паники

kiozk originals
Открыть в приложении