Феллини. Материал, который интересно читать и по сей день

Playboy18+

Век Феллини

Минуло 100 лет со дня рождения выдающегося художника, создавшего свой неповторимый киномир. В далеком 1966 году Хью Хефнер командировал журналиста в Италию, чтобы тот вернулся с материалом, который интересно читать и по сей день

Текст: Toni Maraini

 

Среди друзей и поклонников у вас репутация сказочника. А один критик назвал вас, не побоюсь этого слова, «колоссальным, навязчивым, совершенным лжецом». Что скажете?

По крайней мере, он оказал мне честь быть непревзойденным, этот ваш критик. Любой, кто живет как я, в мире фантазий, должен приложить неестественные усилия, чтобы быть обывателем, просто человеком. Признаюсь, я был бы ужасным свидетелем в суде, случись такое, и ужасным журналистом. Я чувствую себя обязанным рассказать историю с украшательствами.

Также вас часто обвиняют в том, что вы склонны выдумывать истории собственной жизни. Один ваш приятель рассказал нам, что вы выдали ему четыре совершенно разных версии вашего расставания с первой возлюбленной. Почему?

Почему нет? Она стоит большего числа версий, поверьте. Люди стоят намного больше, чем правда. Если вы хотите назвать меня лжецом, я отвечу так: рассказчику необходимо раскрасить историю, расширить ее, углубить в зависимости от того, как он чувствует. В моих фильмах я делаю то же самое, что и с жизнью.

Вы видите себя просто рассказчиком, а не «фокусником», «современным моралистом», «социальным сатириком» или «мастером манежа кинематографического цирка», как вас по-разному описывали?

Это впечатляюще звучащие определения. Но, насколько я понимаю, я просто рассказчик, а кино – моя среда. Кино мне гораздо ближе, чем, скажем, живопись, или музыка, или даже литература. Это не просто форма искусства – это новая форма жизни, со своими собственными ритмами, перспективами и прозрачностью. Это мой способ рассказать историю.

Федерико Феллини на съемочной площадке

Большинство критиков согласны с тем, что ваша техника повествования уникальна, но по большей части они не согласны с моралью и смыслом ваших фильмов. Вас это задевает как-то?

А критики должны понимать мои фильмы? Разве не достаточно, чтобы публика наслаждалась ими?

Тогда ваши фильмы предназначены в основном для развлечения или их кассовая привлекательность вторична философским намерениям?

Меня не интересует популярность, и бессмысленно говорить о философских намерениях. После каждой работы я часто не вспоминаю своих намерений. Намерения – это всего лишь инструменты, позволяющие вам подготовиться к чему-то. Мои картины – свидетельство того, что я ищу в жизни. Это зеркало моих поисков. А порой анализ своего прошлого.

В каком смысле?

В детстве я был обременительно бесполезным багажом. Без подробностей – скажу лишь, что это вышколило меня быть вне толпы. Куда бы я ни шел, я замечаю молодых людей, движущихся группами, как рыбьи стаи. Когда я был молодым, мы все двигались в разных направлениях. Развиваем ли мы общество, подобное муравьям, пребывая в социальных ячейках и колониях? Это одна из вещей, которых я боюсь больше всего на свете. Я ненавижу коллектив. Величие и благородство человека заключаются в том, чтобы быть свободным от массы. То, как он выкарабкается из этого, – его личная проблема и личная борьба. Это то, что описывают мои фильмы.

Федерико Феллини, Ингмар Бергман и Лив Ульманн на съемках «Сатирикона» Феллини (1969)

Можете ли вы привести пример?

В «8½» общественные нормы и правила заточили Гвидо в его собственном детстве. Взрослея, мы оказываемся в неразрешимом конфликте, созданном благодаря тому, что нас учили идеализировать нашу жизнь, преследовать эстетические и этические идеалы абсолютного добра или зла. Наступает момент, когда вы обнаруживаете, что то, что вам сказали дома, в школе или церкви, просто не соответствует действительности. Вы обнаруживаете, что сказанное не коррелируется с вашим внутренним Я. Это приводит к расколу, создает конфликт, который в конечном итоге должен быть решен. Это столкновение между устоявшимся и нестандартным дает моральным жерновам ход.

Есть ли у вас как у режиссера конкретный и понятный месседж зрителю?

Мы живем в эпоху нефункциональных идеологий. Современному человеку нужны более богатые эмоции, чем, скажем, семейные отношения, брак, прочая ветошь. Человек не является моногамным животным. Брак – это тирания, нарушение и унижение его естественных инстинктов. Женщина, с другой стороны, стремится создать мир вокруг одного мужчины. Трагедия современного человека заключается в том, что ему нужно множество разных отношений, в то время как в культуре, в которой я живу, он все еще вынужден формировать единую форму. Без этого его жизнь могла бы превратиться во что-то интересное, она могла бы стремительно эволюционировать, если угодно.

Некоторые роли легендарной Аниты Экберг в ваших фильмах считают карикатурой самой женщины, причем не как сексуальной рабыни мужчины, а как богини эротизма Гаргантюана. Это и было вашей целью?

Ну что вы! Она совсем не карикатура. Это немного диковатое существо из плоти и крови. Она живое воплощение гротескно-преувеличенного образа женской сексуальности, преследующая удушающее либидо того, кто борется с пуританскими сексуальными запретами, и наконец убегает, чтобы преследовать его всю жизнь. Я хотел показать метафорически, как заключенные в тюрьму аппетиты человека могут разорвать оковы и выплеснуться в эротическую фантазию, которая оживает, завладевает и в конечном итоге пожирает своего создателя.

Федерико Феллини и Джульетта Мазина во время съемок фильма «Джинджер и Фред» (1985)

Можем ли мы сделать вывод, что вы приветствуете как здоровую тенденцию растущую сексуальную свободу, которой активно пользуются фильмы, журналы и ночные клубы, и обнаженную натуру, демонстрирующуюся в них?

И это отлично! Потому что свобода раскрепощает, раскрывает тайный аспект секса. Всякие запреты, вето, ограничения никогда не делали человека лучше. Особенно если речь идет о личном. А именно – о сексуальных отношениях. Всякие преграды лишь создают новые, разрушая постепенно и медленно личность. Это самое страшное.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
«Работа с травмой — сложная». Психолог — о волонтерской помощи белорусам «Работа с травмой — сложная». Психолог — о волонтерской помощи белорусам

Психолог о том, как государственные катаклизмы влияют на психику обычных людей

РБК
Крошка Ро Крошка Ро

Блогер Марьяна Ро выбралась в реальный мир без одежды

Maxim
Как правильно делать сухой массаж щёткой Как правильно делать сухой массаж щёткой

Сухой массаж щёткой (или драйбрашинг) набирает популярность

Cosmopolitan
Пограничное состояние: 7 маршрутов, куда Родина-мать зовет Пограничное состояние: 7 маршрутов, куда Родина-мать зовет

Наверстаем пробелы в курсе отечественной географии

Playboy
Российские политики, которых номинировали на Нобелевскую премию мира Российские политики, которых номинировали на Нобелевскую премию мира

Кто из отечественных политиков был номинирован на Нобелевскую премию мира

РБК

Накануне своего 80-летия сэр Патрик Стюарт рассказывает о своей жизни и карьере

Playboy
Каким получился сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем» Каким получился сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем»

Кинокритик о сериале Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем»

РБК
Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
Все о наращивании ресниц: 6 технологий — выбери свою Все о наращивании ресниц: 6 технологий — выбери свою

Все плюсы и минусы различных техник наращивания ресниц

Cosmopolitan
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Тайны, яды и немного психологии: жизнь и книги Агаты Кристи Тайны, яды и немного психологии: жизнь и книги Агаты Кристи

Главные факты из жизни великой писательницы Агаты Кристи

Psychologies
Моя прелесть Моя прелесть

Удовольствие не является достойной целью. К чему же нам стремиться?

Playboy
«Голливудский Цукерберг» Джесси Айзенберг — о новом фильме, последствиях карантина и работе с жертвами домашнего насилия «Голливудский Цукерберг» Джесси Айзенберг — о новом фильме, последствиях карантина и работе с жертвами домашнего насилия

Джесси Айзенберг — о том, почему монотонность жизни страшнее прогресса

Forbes
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Правила жизни Наоми Уоттс Правила жизни Наоми Уоттс

Наоми Уоттс: «Я не пытаюсь изгонять своих демонов»

Esquire
10 мудрых цитат о жизни от тех, кому мы доверяем 10 мудрых цитат о жизни от тех, кому мы доверяем

Про счастье и ложь, оптимизм и страх, смех, отчаяние и место в жизни

Playboy
Экология для детей: десять мультфильмов о природе Экология для детей: десять мультфильмов о природе

Как помочь детям начать заботиться о планете с помощью мультфильмов

Seasons of life
Истинно мужское украшение Истинно мужское украшение

В мужских украшениях, особенно кольцах, определенно что-то есть

Playboy
Сера: из отходов в материал будущего Сера: из отходов в материал будущего

В мире ежегодно производится почти 80 миллионов тонн серы

Наука и жизнь
Мировой рекорд по длине члена и другие интимные достижения человечества Мировой рекорд по длине члена и другие интимные достижения человечества

В эти рекорды человечества сложно поверить с первого раза

Playboy
Как быстро повзрослеть и стать ответственным: правила борьбы с инфантилизмом Как быстро повзрослеть и стать ответственным: правила борьбы с инфантилизмом

Инфантилизм может представлять серьезную проблему, которую можно и нужно решать

Playboy
Пока играет Вальц Пока играет Вальц

«У жизни есть одна гарантия – она всегда может стать еще хуже»

Esquire
Девочки, которые превращаются в мальчиков в 12, — феномен гуэведосе Девочки, которые превращаются в мальчиков в 12, — феномен гуэведосе

В Доминиканской Республике есть деревня, отличающаяся от других

Cosmopolitan
«По умолчанию человек — это мужчина»: почему из-за дискриминации женщины чаще умирают от инфаркта и гибнут в авариях «По умолчанию человек — это мужчина»: почему из-за дискриминации женщины чаще умирают от инфаркта и гибнут в авариях

Интервью с автором бестселлера «Невидимые женщины» Кэролайн Криадо Перес

Forbes
Ножи для сыра: как правильно выбрать Ножи для сыра: как правильно выбрать

Рассказываем, какими ножами и как резать сыр, чтобы его вкус раскрывался

Популярная механика
Почему все больше знаменитостей занимаются производством вина (и почему это вино, как правило, плохое) Почему все больше знаменитостей занимаются производством вина (и почему это вино, как правило, плохое)

Почему голливудские звезды, выпускающие вино, на самом деле убивают малый бизнес

Esquire
Медовый месяц по-королевски: где отдыхают после свадьбы принцы и принцессы Медовый месяц по-королевски: где отдыхают после свадьбы принцы и принцессы

Куда ездили отдыхать самые известные пары?

Cosmopolitan
Особая зона Особая зона

Как предотвратить возрастные изменения кожи шеи и области декольте?

Худеем правильно
«Кадиш.com» — комический роман финалиста Пулитцера Натана Ингландера об отношениях отцов и детей. Публикуем его фрагмент «Кадиш.com» — комический роман финалиста Пулитцера Натана Ингландера об отношениях отцов и детей. Публикуем его фрагмент

Фрагмент из комического романа Натана Ингландера «Кадиш.com»

Esquire
Открыть в приложении