Феллини. Материал, который интересно читать и по сей день

Playboy18+

Век Феллини

Минуло 100 лет со дня рождения выдающегося художника, создавшего свой неповторимый киномир. В далеком 1966 году Хью Хефнер командировал журналиста в Италию, чтобы тот вернулся с материалом, который интересно читать и по сей день

Текст: Toni Maraini

 

Среди друзей и поклонников у вас репутация сказочника. А один критик назвал вас, не побоюсь этого слова, «колоссальным, навязчивым, совершенным лжецом». Что скажете?

По крайней мере, он оказал мне честь быть непревзойденным, этот ваш критик. Любой, кто живет как я, в мире фантазий, должен приложить неестественные усилия, чтобы быть обывателем, просто человеком. Признаюсь, я был бы ужасным свидетелем в суде, случись такое, и ужасным журналистом. Я чувствую себя обязанным рассказать историю с украшательствами.

Также вас часто обвиняют в том, что вы склонны выдумывать истории собственной жизни. Один ваш приятель рассказал нам, что вы выдали ему четыре совершенно разных версии вашего расставания с первой возлюбленной. Почему?

Почему нет? Она стоит большего числа версий, поверьте. Люди стоят намного больше, чем правда. Если вы хотите назвать меня лжецом, я отвечу так: рассказчику необходимо раскрасить историю, расширить ее, углубить в зависимости от того, как он чувствует. В моих фильмах я делаю то же самое, что и с жизнью.

Вы видите себя просто рассказчиком, а не «фокусником», «современным моралистом», «социальным сатириком» или «мастером манежа кинематографического цирка», как вас по-разному описывали?

Это впечатляюще звучащие определения. Но, насколько я понимаю, я просто рассказчик, а кино – моя среда. Кино мне гораздо ближе, чем, скажем, живопись, или музыка, или даже литература. Это не просто форма искусства – это новая форма жизни, со своими собственными ритмами, перспективами и прозрачностью. Это мой способ рассказать историю.

Федерико Феллини на съемочной площадке

Большинство критиков согласны с тем, что ваша техника повествования уникальна, но по большей части они не согласны с моралью и смыслом ваших фильмов. Вас это задевает как-то?

А критики должны понимать мои фильмы? Разве не достаточно, чтобы публика наслаждалась ими?

Тогда ваши фильмы предназначены в основном для развлечения или их кассовая привлекательность вторична философским намерениям?

Меня не интересует популярность, и бессмысленно говорить о философских намерениях. После каждой работы я часто не вспоминаю своих намерений. Намерения – это всего лишь инструменты, позволяющие вам подготовиться к чему-то. Мои картины – свидетельство того, что я ищу в жизни. Это зеркало моих поисков. А порой анализ своего прошлого.

В каком смысле?

В детстве я был обременительно бесполезным багажом. Без подробностей – скажу лишь, что это вышколило меня быть вне толпы. Куда бы я ни шел, я замечаю молодых людей, движущихся группами, как рыбьи стаи. Когда я был молодым, мы все двигались в разных направлениях. Развиваем ли мы общество, подобное муравьям, пребывая в социальных ячейках и колониях? Это одна из вещей, которых я боюсь больше всего на свете. Я ненавижу коллектив. Величие и благородство человека заключаются в том, чтобы быть свободным от массы. То, как он выкарабкается из этого, – его личная проблема и личная борьба. Это то, что описывают мои фильмы.

Федерико Феллини, Ингмар Бергман и Лив Ульманн на съемках «Сатирикона» Феллини (1969)

Можете ли вы привести пример?

В «8½» общественные нормы и правила заточили Гвидо в его собственном детстве. Взрослея, мы оказываемся в неразрешимом конфликте, созданном благодаря тому, что нас учили идеализировать нашу жизнь, преследовать эстетические и этические идеалы абсолютного добра или зла. Наступает момент, когда вы обнаруживаете, что то, что вам сказали дома, в школе или церкви, просто не соответствует действительности. Вы обнаруживаете, что сказанное не коррелируется с вашим внутренним Я. Это приводит к расколу, создает конфликт, который в конечном итоге должен быть решен. Это столкновение между устоявшимся и нестандартным дает моральным жерновам ход.

Есть ли у вас как у режиссера конкретный и понятный месседж зрителю?

Мы живем в эпоху нефункциональных идеологий. Современному человеку нужны более богатые эмоции, чем, скажем, семейные отношения, брак, прочая ветошь. Человек не является моногамным животным. Брак – это тирания, нарушение и унижение его естественных инстинктов. Женщина, с другой стороны, стремится создать мир вокруг одного мужчины. Трагедия современного человека заключается в том, что ему нужно множество разных отношений, в то время как в культуре, в которой я живу, он все еще вынужден формировать единую форму. Без этого его жизнь могла бы превратиться во что-то интересное, она могла бы стремительно эволюционировать, если угодно.

Некоторые роли легендарной Аниты Экберг в ваших фильмах считают карикатурой самой женщины, причем не как сексуальной рабыни мужчины, а как богини эротизма Гаргантюана. Это и было вашей целью?

Ну что вы! Она совсем не карикатура. Это немного диковатое существо из плоти и крови. Она живое воплощение гротескно-преувеличенного образа женской сексуальности, преследующая удушающее либидо того, кто борется с пуританскими сексуальными запретами, и наконец убегает, чтобы преследовать его всю жизнь. Я хотел показать метафорически, как заключенные в тюрьму аппетиты человека могут разорвать оковы и выплеснуться в эротическую фантазию, которая оживает, завладевает и в конечном итоге пожирает своего создателя.

Федерико Феллини и Джульетта Мазина во время съемок фильма «Джинджер и Фред» (1985)

Можем ли мы сделать вывод, что вы приветствуете как здоровую тенденцию растущую сексуальную свободу, которой активно пользуются фильмы, журналы и ночные клубы, и обнаженную натуру, демонстрирующуюся в них?

И это отлично! Потому что свобода раскрепощает, раскрывает тайный аспект секса. Всякие запреты, вето, ограничения никогда не делали человека лучше. Особенно если речь идет о личном. А именно – о сексуальных отношениях. Всякие преграды лишь создают новые, разрушая постепенно и медленно личность. Это самое страшное.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робокопы. Полиция будущего Робокопы. Полиция будущего

Роботы на службе у полиции: опасен ли для человека искусственный интеллект?

Playboy
Как вырваться из френдзоны: 5 непростых уловок Как вырваться из френдзоны: 5 непростых уловок

Выход из френдзоны: «не верь», «не бойся», «не проси» и другие приемы

Maxim
Playboy подводит итоги года Playboy подводит итоги года

Всё, что нас удивило в уходящем году: события радостные, трагичные, курьезные

Playboy
Верховный алгоритм Верховный алгоритм

Как машинное обучение изменит наш мир

kiozk originals
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
8 ошибок в фильмах, специально оставленных режиссерами 8 ошибок в фильмах, специально оставленных режиссерами

Мелкие оплошности, которые оставили в фильмах, чтобы порадовать фанатов

Maxim
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
«Современный музей — это не хранение, а диалог с посетителем». Разговор сотрудниц Политеха об инклюзивности, образовании и новых форматах взаимодействия «Современный музей — это не хранение, а диалог с посетителем». Разговор сотрудниц Политеха об инклюзивности, образовании и новых форматах взаимодействия

Зачем музею говорить о правах человека

СНОБ
Моя прелесть Моя прелесть

Удовольствие не является достойной целью. К чему же нам стремиться?

Playboy
Что выдает мужчину-невротика? Рассуждает Михаил Лабковский Что выдает мужчину-невротика? Рассуждает Михаил Лабковский

Как распознать мужчину с неврозом и избежать токсичных отношений с ним

Cosmopolitan
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Дневник принцессы Дневник принцессы

Из магазина нижнего белья на первые полосы — Эмма Коррин играет принцессу Диану

Vogue
10 мудрых цитат о жизни от тех, кому мы доверяем 10 мудрых цитат о жизни от тех, кому мы доверяем

Про счастье и ложь, оптимизм и страх, смех, отчаяние и место в жизни

Playboy
Мир, полный демонов Мир, полный демонов

Наука – как свеча во тьме

kiozk originals
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Вспомнить все: почему мы забываем наши сны Вспомнить все: почему мы забываем наши сны

Забывать сны - это нормально. Но почему!?

Популярная механика
Солнечная петербурженка Солнечная петербурженка

Кристина Горбунова — официально Playmate 2020!

Playboy
Какие фигуры нам нравятся на самом деле? Какие фигуры нам нравятся на самом деле?

Что, если на самом деле нам нравятся параметры, далекие от модельных?

Psychologies
Игровое кино Игровое кино

Тимур Бекмамбетов — о технологии съемки воздушного боя внутри компьютерной игры

Популярная механика
Каменный гвоздь Каменный гвоздь

Стремительное развитие городской среды чрезвычайно обогатило наш язык

Maxim
Глобус, который мы потеряли Глобус, который мы потеряли

Хит-парад самых известных стран, которых не было

Maxim
Дисциплина без драм Дисциплина без драм

Как помочь ребенку воспитать характер

kiozk originals
Навраться на неприятности Навраться на неприятности

Алексей Йесод – о том, как бороться с фейковыми новостями в эпоху лучей смерти

Esquire
Думай и богатей Думай и богатей

Золотые правила успеха

kiozk originals
Берингово море потеряло рекордное количество зимнего льда за последние 5,5 тысячи лет Берингово море потеряло рекордное количество зимнего льда за последние 5,5 тысячи лет

В течение следующих десятилетий, зимний лед может вообще полностью исчезнуть

N+1
Пчелиный яд разрушил клетки агрессивного рака молочной железы Пчелиный яд разрушил клетки агрессивного рака молочной железы

Компонент пчелиного яда мелиттин разрушает опухоли

N+1
Тест-драйв Porsche Panamera GTS Sport Turismo Тест-драйв Porsche Panamera GTS Sport Turismo

Этот автомобиль — фактически первый «универсал» от Porsche

СНОБ
Новейший папа Новейший папа

Татьяна Алешичева о Джуде Лоу в этнопсиходелическом хоррор-сериале «Третий день»

Weekend
Сильнейшие Сильнейшие

Бизнес по правилам Netflix

kiozk originals
8 признаков, что девушка хочет тебя бросить 8 признаков, что девушка хочет тебя бросить

Возможно, пришло время потихоньку вывозить свою коллекцию ласт из ее квартиры

Maxim
Открыть в приложении