Продажи автомобилей в России опять начали сокращаться

ЭкспертАвто

Чип тормозит конвейеры и разгоняет цены

Продажи автомобилей в России опять начали сокращаться. Но уже не из-за падения спроса, а из-за растущего дефицита автомобилей: автопроизводители вынуждены останавливать конвейеры из-за нехватки чипов и других запчастей

Продажи легковых автомобилей в РФ по итогам августа упали на 17% по сравнению с августом прошлого года, до 114,1 тыс. машин, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Месяцем ранее рынок сократился на 6,5%, до 132,64 тыс. машин (см. график). Однако если на статистику июля влияла высокая база второго летнего месяца 2020 года (тогда был снят локдаун, и продажи резко пошли вверх), то сейчас ситуация иная: август прошлого года не был ознаменован аномальным скачком, продажи тогда находились в рамках среднегодовых показателей. Основная причина нынешнего падения продаж непривычна для участников рынка и связана с производственными перебоями ведущих автопроизводителей, в том числе в России.

Нехватка электроники останавливает производства по всему миру

Возникший во второй половине прошлого года дефицит микроэлектроники негативно отразился на развитии автомобильной промышленности. Согласно исследованию Boston Consulting Group (BCG), если в первом квартале текущего года производственные потери мировых автопроизводителей составили примерно 1,4 млн автомобилей, то за период апрель—июнь было уже недовыпущено почти вдвое больше — 2,6 млн единиц. Аналитики прогнозируют, что до конца текущего года на производственных площадках будет «заморожено» еще до 5 млн штук, таким образом, в 2021 году из-за нехватки микрочипов склады автодилеров недосчитаются до 9 млн автомобилей, или порядка 13% их мирового производства.

В BCG говорят, что мировая нехватка чипов осложняется конкуренцией со стороны производителей других товаров (компьютеров, бытовой электроники), а восстановить их производство мешают новые вспышки коронавируса в разных странах. По подсчетам BCG, из-за нехватки чипов наиболее существенные потери в первую половину 2021-го понесли Ford (падение производства более чем на 700 тыс. штук), Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep и др. — падение почти на 600 тыс.), RenaultNissanMitsubishi (падение более чем на 415 тыс. штук).

Увы, этот кризис докатился и до российского автопрома: крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ в конце августа — начале сентября на три недели полностью останавливал производственные линии, из-за чего серьезно пострадал выпуск таких моделей, как Lada Granta, Niva, ХRay, а также Renault Logan, Sandero, Largus. Вынуждены работать с перебоями и некоторые другие российские автопроизводители. Например, в сентябре о задержках отгрузки автомобилей объявили представители столичного завода «Автофрамос», где выпускаются такие модели, как Renault Kaptur, Duster, Arkana.

Производственные перебои уже отражаются на статистике продаж: по итогам августа реализация машин АвтоВАЗа упала на 32% (до 19,4 тыс.), Renault — на 11% (до 9600). Помимо этих брендов в первой десятке самых продаваемых марок в августе серьезное падение пережил Volkswagen (минус 41%, 6700), Škoda (−39%, 5400), Nissan (−28%, 2700), Hyundai (−19%, 14,1 тыс.). Впрочем, с учетом низкой базы продаж новых автомобилей из-за локдауна весной прошлого года по итогам восьми месяцев продажи машин находятся в существенном плюсе: тот же АвтоВАЗ с начала года показывает прирост на 31% (251,6 тыс.), Hyundai — на 24% (118,5 тыс.), Renault — на 23% (90,9 тыс.), Škoda — на 19% (66,2 тыс.). А в целом российский авторынок по итогам восьми месяцев 2021 года вырос на 21,3%, до 1,067 млн единиц, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Электронные функции на потом

Сбои в производстве привели к тому, что возникший в конце прошлого года на российском рынке дефицит автомобилей еще больше усугубляется. По словам автодилеров, ходовых моделей в России сейчас приходится ждать по два-три месяца. «Дольше всего в сентябре текущего года придется ждать премиальных автомобилей и моделей топовых комплектаций, так как они требуют большего количества электронных компонентов, — констатирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. — Однако трудности возникают и у автомобилистов, выбирающих наиболее востребованные авто, производство которых локализовано в России. Например, заказанную в начале августа Lada Granta в средней комплектации за 725 тысяч рублей покупатели не получили до сих пор, зато получили уведомление, что за время ожидания цена на нее возросла до 800 тысяч. В нашей компании мы по-прежнему ощущаем дефицит практически по всем маркам. Единственное исключение в портфеле составляет китайский бренд Сhery, который предоставляет хоть какую-то доступность автомобилей и активно завоевывает рынок, забирая долю, например, у корейских брендов».

«Дефицит комплектаций и опций присутствует по всем нашим брендам, — соглашается Андрей Терлюкевич, генеральный директор группы компаний “АвтоСпецЦентр”. — В массовом сегменте на многие импортные модели, особенно в хороших комплектациях, очередь уже перешла на 2022 год. Автомобили локальной сборки найти проще, но чем дороже комплектация, тем больше вероятность дефицита».

В свою очередь, производители в сложившейся ситуации пытаются гибко корректировать свои производственные планы. Например, представители марки Hyundai рассказывают, что из-за дефицита чипов на своем заводе под Санкт-Петербургом они могут временно сократить выпуск автомобилей определенных комплектаций — скажем, поставить вперед выпуск автомобиля без электрического привода багажника или другой опции. «Пока проблема нехватки чипов не коснулась нашего завода, но мы готовы к тому, чтобы гибко реагировать на возможное неблагоприятное развитие этой ситуации», — говорит Татьяна Моисейченко, пресс-секретарь завода Nissan в России.

На ряде интернет-форумов появились сообщения, что некоторые дилеры даже предлагают забирать из салона недоукомплектованные машины, а недостающие детали поставить на них потом. Однако автопроизводители и дилеры опровергают эту информацию, признавая, впрочем, что машин с более значимым набором электроники стало меньше. «Недоукомплектованные автомобили мы не продаем, — говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы “Авилон”. — В связи с дефицитом микрочипов, чтобы сократить сроки поставок, производители ввели ограничения на некоторые опции. Например, в зависимости от бренда и модели покупателям временно недоступны панорамные крыши, камеры кругового обзора, дисплеи. Автодилер информирует клиента о существующих сложностях с комплектующими и ограничениями на конкретные опции еще на этапе подбора оснащения машины. Клиенту также сообщают о возможных рисках касательно изменений в комплектации и сроках поставок, так как сегодня они не регламентированы производителями».

Аналитики прогнозируют, что на спад проблема производственных сбоев может пойти не раньше середины следующего года. «Мы ожидаем выхода предложения микрочипов на уровень, когда оно сможет удовлетворить спрос отрасли, не ранее второго полугодия 2022 года, — говорит Владислав Бутенко, председатель BCG в России и СНГ, руководитель направления автомобилестроения. — Мы также видим, что производители других компонентов начинают задумываться о корректировке объема производства ввиду вынужденного падения спроса со стороны автоиндустрии. Если это произойдет без плотного взаимодействия между сторонами, появится возможность возникновения системного и довольно долгосрочного сбоя в цепочках поставок».

«Сами производители новых авто не ожидают восстановления поставок полупроводников до середины 2022 года, что будет увеличивать срок ожидания и стоимость новых автомобилей и дальше, — соглашается Денис Мигаль. — В августе уже 25 автобрендов обновили прайсы, увеличив цены на свои модели в среднем на один-четыре процента, к концу года к этому может добавиться еще десять процентов. Таким образом, исходя из сегодняшних прогнозов производства автомобилей на четвертый квартал, можно утверждать, что большинству производителей не удастся справиться с нехваткой комплектующих и дефицит до конца года сохранится. При этом производители, у кого будет больший доступ к комплектующим, будут более успешны и смогут увеличить свою рыночную долю».

Фото: предоставлено компанией Nissan

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как не попасть на удочку мошенников Как не попасть на удочку мошенников

Правила цифровой гигиены, чтобы не стать жертвой мошенников

Эксперт
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Откровения TikTok Откровения TikTok

Репортаж из дома для тиктокеров Grand House

Эксперт
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
«Скорая помощь» для электромобиля «Скорая помощь» для электромобиля

Стартап L-Charge выводит на мировой рынок автономную зарядную станцию

Эксперт
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
«Буржуа всегда знает, где находится “партия порядка”» «Буржуа всегда знает, где находится “партия порядка”»

Франсуа Бегодо: «Классовая борьба никогда не прекращается»

Эксперт
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Формула любви Формула любви

Можно ли просчитать совместимость с партнером математически?

Лиза
Расписание света Расписание света

«Дом и виноград» — арт-пространство, где на входе выдают домашние тапочки

Seasons of life
Наиболее сохранившиеся животные ледникового периода Наиболее сохранившиеся животные ледникового периода

Эти доисторические животные дают возможность заглянуть в прошлое

ТехИнсайдер
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Давайте разберемся, где правда, а где – вымысел, когда дело касается ЭКО

Добрые советы
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги

Какие места в Петербурге определили творчество Сергея Дягилева

СНОБ
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
Открыть в приложении