Страна Похьёла
В апреле в Выборгском музее-заповеднике открылась выставка «Помни о Севере…». Это четвёртая выставка в рамках межмузейного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» компании «Норильский никель».
Расположенный у самой границы с Финляндией Выборг неслучайно выбран одной из площадок для реализации проекта. Именно здесь, на берегах Балтики, когда-то начинался «ближний» финляндский север, отсюда начиналась дорога в «землю Калевалы». И именно в Выборге в 1831 году (за четыре года до выхода в свет первого издания «Калевалы» Элиаса Лённрота) была установлена скульптура, изображающая главного героя карельской и финской народной поэзии — Вяйнямёйнена.
Странным образом знакомство русскоязычного читателя с карельскими рунами также произошло раньше, чем была собрана и опубликована «Калевала». В 1827 году служивший в Петрозаводске Фёдор Глинка познакомился с первым исследователем финно-угорских языков Андреасом Шёгреном. Шёгрен пересказал поэту записанные им народные песни о Вяйнямёйнене, имеющие «свой особенный размер без рифм, но звучный и приятный», а Глинка создал ритмизованный перевод одного отрывка. Так в самом первом русскоязычном калевальском тексте появляется Йоукахайнен — герой, связанный с дальней северной страной Похьёлой.
Собственно, сюжет о противоборстве Калевалы и Похьёлы — это тот стержень, на который Лённрот, конструируя эпос, нанизывал цепочку разрозненных песен.
С Калевалой всё просто — это родина главных героев эпоса. А Похьёла? Это где-то очень далеко, за северным горизонтом, куда уходят корни Мирового древа. В Похьёлу можно добираться много лет. Или домчаться за три дня. Калевальцы едут в Похьёлу и по морю, и на лыжах, и верхом, и в санях — и всякий раз этот путь полон опасностей. Самый частый эпитет Похьёлы — «угрюмая». Кажется, зачем бы вообще туда нужно ехать? Обитатели Похьёлы весьма недружелюбны, особенно хозяйка страны, ведьма Лоухи. В Похьёле живут ужасные великаны «в ледяных своих перчатках, в ледяных своих сапожках, в ледяной высокой