Прощальная и разрешительная грамота
20 февраля 1607 года у Успенского собора собрались толпы москвичей. В храме в присутствии царя Василия Шуйского, патриархов Гермогена и Иова, бояр, «гостей и чорных всяких людей» оглашали «Прощальную и разрешительную грамоту». Слушали чрезвычайно внимательно, стараясь не поднимать глаза на патриарха Иова...
![](https://cs.kiozk.ru/content/pzd/bq7/nl8/mwlxg49y3wkfsyv2e39jdyb/art/98253/uwshej8k.jpg?v=1&temp_url_sig=qy2pHwIE7uN7TBhj-6-gtg&temp_url_expires=1738915888)
Во время бунта против царя Фёдора Годунова этот старец, тщетно убеждавший народ остаться верным присяге, претерпел «многие позоры», был избит и сослан в Старицкий Успенский монастырь. Теперь Иова с величайшими почестями доставили в столицу на срочно созванный Архиерейский Собор. Цель церковного съезда была необычна — прощение всех православных христиан «в их преступлении крестного целования и во многих клятвах». Вопрос на соборе был один: о преступлении «всеми православными христианами» крестного целования на верность царю Борису Феодоровичу Годунову, затем царю Фёдору Борисовичу, царице Марье и царевне Ксении — то есть об измене присяге, данной погубленной династии Годуновых. А результатом собрания стал всего один документ — «Прощальная и разрешительная грамота». Иову была подана покаянная челобитная, в которой содержалась исповедь в клятвопреступлениях против династии Годуновых и мольба о прощении этих грехов всем русским христианам, как живым, так и скончавшимся.
Нарушение крестоцелования считалось грехом погибельным, и человек, совершивший его, уподоблялся «христоубийце». В русских средневековых источниках кара, постигающая «поругателя креста», описывалась так: с небес на него сходит огненный серп гнева божьего, «виденный Захарией пророком» и посылаемый, чтобы «пожать грешника пламенем» и предать его душу негасимому огню.
Поэтому, когда в храме объявили прощение, присутствующие облегчённо зарыдали и стали припадать к стопам патриарха, призывавшего никогда впредь не нарушать крестного целования.
Клясться в Смутное время приходилось часто, и делалось это «под саблей» или по незнанию. В далёких от Москвы местах вообще не ведали, кто сейчас царит на Руси. От города к городу с риском для жизни сновали гонцы с письмами, в которых задавался традиционный вопрос: «уже присягнули?» В ответ чаще всего получали: «да нет, погодим». Все знали: тех, кто отказывался нарушать присягу, безжалостно казнили, и большинство предпочитало сохранить жизнь.
Клятвопреступление стало обычной практикой, и пример подали верхние слои. Бояре, нарушив присягу, отдали на растерзание убийцам семью Годуновых; царица-мать Мария Нагая признала сыном Лжедмитрия I… Список можно было бы продолжить, но несомненным лидером публичных клятвопреступлений был новый царь, дававший противоречивые показания по знаменитому Угличскому делу.
![](https://cs.kiozk.ru/content/pzd/bq7/nl8/mwlxg49y3wkfsyv2e39jdyb/art/98253/yselvbey.jpg?v=1&temp_url_sig=YeXbFGSzURCrVjjRSXiZ0Q&temp_url_expires=1738915888)
По характеристике Василия Ключевского, Шуйский «шагу не ступил, не соврав» и трактовал гибель маленького царевича Дмитрия в зависимости от своей личной политической выгоды. При Борисе Годунове он публично объявил, что царевич погиб случайно; когда на трон взошёл Лжедмитрий I, признал чудесное спасение отрока; а заняв престол, Дмитрия вновь объявил погибшим. Когда же клятвы на верность стали приносить самому Василию Ивановичу, то за их нарушение предполагалась жестокая кара. Так, в приписке татарам и остякам в крестоцеловальной записи царю Василию IV для Сибири было написано: «...а не учну аз так... служити... и буди на мне Божий огненый мечь, и побей меня государева хлеб и соль, и ссеки мою голову та вострая сабля».
Путь Шуйского к короне был долог, тёмен и извилист. Князь Василий Иванович состоял в тайной оппозиции к Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, затем возглавил против него заговор. После свержения самозванца он воспользовался своей ведущей ролью в мятеже и был «выкрикнут» на лобном месте царём. Это был типичный верхушечный переворот, совершённый группой бояр. Поэтому нового царя сразу же нарекли самоназванным и упрекали в том, что выбирала его не вся Русь, а только Москва.