Не женское дело?

Разделение профессий на мужские и женские постепенно уходит в прошлое, однако некоторые специальности немного задержались на пути к гендерному равноправию. Одна из них — кинорежиссёр. Хотя ситуация меняется: если ещё 20–30 лет назад женщина-режиссёр в кино воспринималась как нечто исключительное, то сегодня проводят целые фестивали «женского» кино.
Выставка, посвящённая советским женщинам-режиссёрам, работает в Еврейском музее и центре толерантности. Она называется «Женщина за кадром» и приурочена к 100-летию Татьяны Лиозновой. Хотя она в итоге стала лишь одной из героинь.
«Я знаю одно: режиссёрская профессия — мужская. Она требует создания своей семьи. Я стараюсь, чтобы режиссёры не привязывались ко мне. Иначе ломаются их судьбы. Они должны создавать свои театры, организовывать свои творческие команды. В профессии я всегда существовал параллельно». Сергей Женовач

Из актрис…
На заре кинематографа женщины в основном находили себя в двух профессиях: актриса или монтажёр, но некоторые успешно переходили в режиссуру.
Такова судьба многих героинь выставки. Ольга Преображенская начинала как театральная актриса, а в 1913- м пришла в кино и довольно быстро стала ведущей актрисой кинофабрики Тимана. Вскоре вместе с Владимиром Гардиным она поставила «Барышню-крестьянку», и хотя фильм публике нравился, фамилию её указывали на афишах в мужском роде. А картина Преображенской «Бабы рязанские» о жизни русской деревни в предреволюционные и первые послереволюционные годы считалась эталоном соцреализма.

Из актёрской профессии в режиссуру пришла и Александра Хохлова. Она родилась в 1897 году и была наследницей двух громких фамилий — Боткиных и Третьяковых. Снималась с 1916-го, после революции пошла учиться в школу кинематографа. Там её заметил Лев Кулешов: «Вместе со мной в школу ходили операторы. На уроках пластики они обратили моё внимание на высокую, очень ритмичную женщину. Операторы прозвали её за худобу “Бомбейской чумой”».