Поморские «девятки»
Выставка «Помни о Севере…», открывшаяся в залах Выборгского музея-заповедника, стала частью большого проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» компании «Норникель».
Проект, объединивший музеи России от Балтийского и Белого морей до Сибири, даёт прекрасную возможность представить посетителям уникальные и редко выставляемые «северные» коллекции, настоящую музейную гордость. Для Выборгского музея-заповедника такая гордость — коллекция старообрядческой меднолитой пластики, главные сокровища которой — кресты, иконы и складни, выполненные в медницах Выговского общежительства, центра поморского согласия, оплота старой веры в России XVIII–XIX веков.
По качеству отливки, единству стиля, мастерству украшения стекловидными цветными эмалями произведения выговского литья стали образцом для многих меднолитейных мастерских России, копировавших изделия поморских мастеров. Поморский Север смог сохранить русскую художественную меднолитейную традицию в годы, когда литьё икон оказалось на нелегальном положении. В 1722 и 1723 годах правительственными указами было запрещено «употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы», однако в старообрядческой киновии, расположенной на реке Выг в Олонецкой губернии, медница продолжала действовать и стала к концу XVIII века крупнейшим центром по производству культового литья.
Монастырское старообрядческое общежительство на Выге, основанное в 1694 году, считалось преемником Соловецкого монастыря, иноки которого восемь лет сопротивлялись никоновской реформе. Покинувшие Соловки ревнители старой веры и стали первыми насельниками Выговской пустыни. Очень скоро устроенное по монастырскому уставу общежительство стало многолюдным и экономически процветающим: здесь пилили доски, выделывали