Почитать. Топ-10
1Очерки культурной истории обуви в России
Мария Терехова
М.: Новое литературное обозрение, 2025. — 320 с.
«В центре внимания книги, прежде всего, культурные смыслы обуви, поэтому методологической основой стала культурно-семиотическая оптика — такой ракурс взгляда и терминология кажутся мне наиболее подходящими. Культурные смыслы материальных вещей — сложный, комплексный предмет исследования. Поэтому в поиске ключей к интерпретации обуви как культурного текста приходится обращаться и к понятиям из области социологии, культурной антропологии, искусствознания, и к приёмам дискурс-анализа. Главы выстроены по тематико-хронологическому принципу: от более ранних периодов (начало XIX века) к поздним (1990-е), с отдельными вкраплениями тематических отступлений». Помимо внимательного анализа и интересных наблюдений, читателя ожидает увлекательное путешествие по миру обуви двух столетий: от мастерской кустаря-башмачника до фабричного производства, от туфель до военной обуви, от «обуви соцреализма» до советской моды второй половины прошлого столетия, от «кроссовок КПСС» до ботинок Dr. Martens.
2Мореплавания, изменившие мир: История кругосветного парусника по имени «Эдвин Фокс»
Бойд Котран, Адриан Шуберт
М.: КоЛибри, 2025. — 400 с.
«Это не столько изучение каждого дня, каждого года в закулисье корабля, сколько путешествие рядом с этим замечательным судном и на его борту… Сопровождая судно, мы откроем для себя яркие истории и неожиданные связи, а также узнаем о разнообразных персонажах, с которыми сталкивался “Эдвин Фокс” на протяжении своего чрезвычайно долгого и насыщенного пути». «Эдвин Фокс» был спущен на воду в Калькутте в 1853 году, участвовал в Крымской войне, ходил в Австралию, Китай и Новую Зеландию и прослужил до 1950 года, пока уже без мачт и с пробоинами в бортах не был оставлен гнить у причала. В 1965 году за символическую сумму в один шиллинг корабль купило Edwin Fox Society. Но финальная точка в судьбе «Эдвина Фокса» была поставлена лишь в 2013 году, когда судно решили отреставрировать. Впрочем, от полной реставрации в результате отказались, восстановив лишь корпус и превратив «Эдвина Фокса» в музей.