Михаил Пиотровский: «Цена музея? Не продаётся!»
Ставшее уже традиционным партнёрство «Дилетанта» с Государственным Эрмитажем в этом году примет форму серии интервью с теми, кто работает в музее на разных его профессиональных «этажах» — от директора до смотрителя. Первая беседа — с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским.
Михаил Борисович, директор Эрмитажа — это высшая музейная должность?
— Это не музейная должность! Эрмитаж намного больше, чем музей, это исключительное культурное явление, российское и мировое. И у него функции совершенно иные, не только музейные. Начиная с того, что Эрмитаж — памятник русской государственности. Правительство переехало, а дворец остался, Петербург остался. И мы храним эту память. Вот по случаю 100-летия революции сделали мы выставку. Для неё надо было убрать, «убить» музей. Мы заставили стены говорить. Дворец рассказывал о том, что вокруг него происходило. А это не совсем музейное. И приёмы немного иные.
Если Эрмитаж и музей, то энциклопедический, с особой культурной ролью. Сравнить с ним можно, пожалуй, только Лувр, но и он уступает, поскольку у него нет такой памяти стен.
— В названии музея присутствует слово «государственный». Это мешает или помогает? Ведь не секрет, что с точки зрения хозяйственной частные предприятия и институции в большинстве случаев эффективнее государственных.
— В самой терминологии есть целый ряд лингвистических трюков. Для театров и Эрмитажа «государственный» и «академический» означает «императорский». После революции надо же было придумать некую замену. И придумали. Кроме того, в советское время государственный аппарат являлся, по существу, хозяином, владельцем всего, что было. Теперь государство — общее понятие, не идентичное государственному аппарату. И когда говорят «государственный заказ», то это заказ государственного аппарата, а не заказ народа. «Государственное» в смысле «общенародное» — ушло!
Вопрос, связанный с частными музеями, становится очень острым политическим вопросом. Бюрократия усиливает якобы государственный контроль за каждым шагом учреждений культуры. И что в результате получаем? Отвращение к государственному руководству. Нашёл у Бродского замечательные строки на эту тему: «С государством щей не сваришь. Если сваришь — отберёт». Отвращение появляется, потому что с государством нельзя ни о чём договориться: «если сваришь — отберёт». Поэтому возникает ощущение, что с ним лучше не связываться. Иди к меценату, и там всё будет хорошо!