Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

На сайте ФНС России опубликованы новые версии 30 документов, адресованных компаниям, включенным в систему налогового мониторинга. Служба требует выполнять их положения начиная с 2026 г.
В числе этих документов «Сервис получения сведений о макроэкономических факторах (санкционных ограничениях), влияющих на деятельность компании». Он требует представлять в налоговые органы «на регламентной основе», т. е. ежеквартально в установленный срок, сведения о санкционных ограничениях и их фактическом воздействии на деятельность компании. Это данные о трудностях в поставках сырья и материалов, машин и оборудования, расчетах и др. В инспекции направляется аналитика, например, как изменился размер дебиторской задолженности – вырос, снизился или остался прежним. Заметим, что все цифровые показатели для нее в налоговых органах и так имеются: эта информация есть в обычной отчетности.
Другой «сервис» – ежегодная сводка с поквартальной актуализацией о полученных налогоплательщиком мерах господдержки (субсидии, гранты): о видах, формах, объемах госфинансирования, фактическом использовании и др.
Еще один «сервис» затребует отчеты об инвестпроектах: необходимо ежегодно, с поквартальным уточнением, предоставлять по 160 позициям весьма детальные сведения по всем аспектам таких проектов: правовым, имущественным, финансовым и т. д.
Авторы нововведения остаются инкогнито, так как опубликованные «сервисы» никем не подписаны, не имеют необходимых реквизитов документа. «Сервисы» оформлены как очередные приложения (из третьего десятка) к регламенту взаимодействия участника налогового мониторинга и инспекции через информационную систему. У них технологизированный вид: описание «сервиса» имеет форму таблицы с указаниями номеров строк, кодов, символов и др. Внешне – как неюридический документ. Однако же указано, что правовой основой новых обязанностей налогоплательщиков является пп. 3 п. 6 ст. 105.26 НК РФ.
Постараемся разобраться в правовой основе этих требований.
Служба вправе утверждать порядок получения доступа к информационным системам компаний – участников налогового мониторинга. Этот порядок утвержден соответствующим приказом ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@, который закрепляет обязанность налогоплательщика обеспечить возможность взаимодействия с налоговым органом через информационную систему организации (п. 1). Информация о технологии взаимодействия размещается на официальном сайте службы (п. 2).
«Информация на сайте» имеет форму Регламента взаимодействия через информационную систему организации при проведении налогового мониторинга (далее – Регламент). Он представлен в электронном формате Word безо всяких опознавательных знаков. Нет ни одного из обязательных элементов нормативного акта (в том числе нормативно-технического), позволяющих идентифицировать и подтвердить его юридическую силу: нет места и даты принятия, номера, подписи уполномоченного должностного лица.
Приложения к Регламенту (их в настоящий момент 33) определяют технологию представления информации определенного содержания, в том числе периодичность, характер и комплектность сведений, способы кодировки данных. Эти приложения имеют специфическое название «сервисы». Оно отсылает к позиционированию ФНС как сервисной службы, обеспечивающей удобство взаимодействия с «клиентами», а по существу регламентирует форму представления информации по электронным каналам связи. При бумажном документообороте ту же функцию выполняют утвержденные формы налоговых деклараций. Задача одна и та же: обязать налогоплательщика представить необходимые инспекторам данные в структурном виде, отвечающем задачам контроля.