Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет»

В январе – марте в России произвели 12,4 млн декалитров вина, что на 11,6% больше, чем за аналогичный период 2024 г., писала в конце апреля «Ведомости. Аналитика» со ссылкой на данные Минсельхоза. Лидерами среди регионов стали Краснодарский край и Республика Крым, на которые пришлось более 60% от всей выпущенной в стране продукции. Елена Царева, директор по стратегическому развитию направления b2c Simple Group, основательница премиального винного сервиса SimplePrivé, рассказала о развитии виноделия в России, перспективных нишах для отечественного продукта и о тренде на безалкогольное вино.
«С погодой, увы, ничего не сделаешь»
– Что сейчас происходит на рынке отечественного виноделия? Растет ли выпуск продукции?
– Да, выпуск винодельческой продукции, конечно, растет. Усилия правительства направлены на то, чтобы увеличить этот рост, расширить площади, предназначенные для виноделия, стимулировать производство. Каждый год мы наблюдаем рост в декалитрах. Но свои коррективы вносит погода: например, у винодела может быть прекрасный урожай, который в последний момент вдруг превратится в ничтожно малый. С этим, увы, ничего нельзя поделать.
Важно понимать, что виноделие – это игра вдолгую: сначала виноградники нужно засадить, потом вырастить виноград, ухаживая за ним, и лишь спустя минимум четыре года будет понятно, какое вино получится. К сожалению, у виноделов сохранилось не так много исторических документов, из которых можно узнать, какие сорта высаживались на тех или иных территориях, поэтому сегодня все производители находятся в состоянии эксперимента и на личном опыте изучают, какой виноград проявит себя лучше всего.
– Какие регионы и виноделы формируют отрасли?
– Традиционно, конечно, основные регионы – это Краснодарский край и Крым: здесь сосредоточено наше виноделие. Сейчас развивается также Ростовская область, но это уже зона рискованного, северного виноделия. Среди известных отечественных виноделов, на мой взгляд, можно отметить такие бренды, как «Галицкий и Галицкий», «Усадьба Мезыбь», «Сикоры», «Скалистый берег», «Шато Талю», «Усадьба Дивноморское». Это самые передовые хозяйства на сегодня – лидеры нашего виноделия.
– Как изменился рынок российского вина за последние три года? Можно ли сказать, что внешние ограничения пошли нам на пользу и насколько они в целом затронули отрасль?
– Из России ушло много брендов и представительств, которые работали здесь годами. Виноделам стало сложнее (и дороже) покупать и оплачивать новое оборудование, саженцы. А ведь виноделие постоянно требует новых технологий. Но с точки зрения потребителя рынок не так сильно изменился, потому что прямых ограничений на импорт у нас нет.
Рынок – это живая структура: бизнес не останавливается, работа продолжается, отечественное виноделие развивается. Со стороны покупателей к нему есть интерес, что стимулирует производителей преодолевать преграды. Многие процессы усложнились, но рынок заинтересован в том, чтобы российского вина стало больше и оно становилось еще более качественным.
– Насколько успешно для отечественных потребителей и ресторанов российский продукт заместил зарубежный?
– Сегодня 20% от винной карты каждого ресторана должны составлять российские вина. Но отечественных вин, особенно высокого уровня, на текущий момент не хватает. На рынке присутствует большой дефицит качественного вина, которому доверяет потребитель. Главный дефицит – это шампанские и игристые. Они требуют длительной выдержки, да и сама технология отличается. Эти вина сейчас очень востребованы у потребителей, поэтому многие хозяйства, даже те, кто исторически не делал игристых вин, пытаются их производить. Уже есть интересные бренды, и мы с нетерпением ждем, когда появятся новые винтажи, новые урожаи игристых, чтобы потребитель мог их попробовать и оценить.