Господин почтмейстер
Генрих фон Штефан — это немецкий Витте. Он сделал для почты Германской империи то же, что сделал Витте для путей сообщения России — изменил её навсегда.
В Германии по сей день люди пользуются обычной почтой активнее, чем электронной. Вся деловая переписка, все важнейшие документы приходят в почтовый ящик, что у дома, а не в компьютер. Больше того, все сервисы доставки, от DHL до «Амазона», действуют через почтовых работников. Система работает как часы. Самое удивительное, что работает она так с конца XIX века, когда её возглавил Генрих фон Штефан — генеральный директор почты Германии и постоянный член правительства Бисмарка (но без министерского портфеля).
Почтальон
Штефан начал работать на почте в Мариенбурге в 1849 году, и это была весьма достойная работа для восьмого сына бедного померанского портного. Простым почтальоном, правда, юноша работал очень недолго. Через год Штефана перевели в Данциг (ныне Гданьск), а потом в Кёльн, в отдел зарубежной корреспонденции, где он впервые столкнулся с проблемой, борьбе с которой посвятит всю жизнь.
Дело в том, что тогда у каждого государства были свои почтовые стандарты и свои почтовые тарифы. Это значительно затрудняло отправку писем и почты из одной страны в другую. Почта работала медленно не из-за скорости доставки, а из-за путаницы с пошлинами, сборами и маркировками. В течение года работы в Кёльне Штефан, в основном, занимался разбором скопившихся посылок и писем из Австрии и Франции, которых адресаты ждали годами. Тогда-то у Штефана и появилась идея стандартизации. Эту идею он публично выдвинул в 1855 году, когда его перевели на работу в Берлин — в главное почтовое управление тогда ещё Пруссии. Поначалу к голосу двадцатичетырёхлетнего служащего никто особо не прислушивался. Но он был упорен: написал несколько трудов, посвящённых почте; выступал со своими идеями на всех важных почтовых конференциях.