Два кавказца
На страницах «Дилетанта» я не раз обращался к теме лермонтовских реликвий, среди которых по сей день хватает загадок. В преддверии 210-летия поэта я тоже готовил новую статью, но, увы, по независящим от меня причинам, а токмо волею Замоскворецкого суда встретил юбилей в камере 611 СИЗО «Матросская тишина». Тем не менее по переписке мне всё-таки удалось завершить свою «Камерную атрибуцию».
Трагическая смерть 26-летнего поэта всколыхнула русское общество. Довольно быстро пришло осознание литературного величия погибшего на дуэли поручика Тенгинского пехотного полка. Лермонтовские реликвии сразу стали предметами бережного хранения и коллекционирования. Но в отличие от Пушкина, чьим наследием занимались друзья-писатели, в окружении Лермонтова оказалась своеобразная инициативная группа — его военные сослуживцы. Именно они основали Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище — продолжателе школы гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, которую в своё время окончил сам Лермонтов. Как водится, его имя обросло легендами. В том числе поэту стали приписывать традиции «цука» — помыкательства, порой весьма жестокого, со стороны старших юнкеров младшими.
Как бы там ни было, к 1917 году в Лермонтовском музее хранилось множество реликвий, которые после революции поступили в Пушкинский дом Академии Наук. Советским учёным предстояла огромная работа по исследованию полученных фондов. Среди них находилась небольшая (20,8 х 19,6 см) акварель с двумя офицерами, которая считалась рисунком самого поэта. В нижней части листа имелась карандашная подпись на французском языке: «Два флигель-адъютанта Е.В. (Его Величества) Императора». На следующей строке были фамилии офицеров, но, увы, они оказались обрезаны.
Акварель исполнена на высоком художественном уровне. Как рисунок Лермонтова её охотно печатали в разных изданиях 1935–1941 годов. Но имена двух офицеров оставались неизвестными, пока рисунком не заинтересовался крупнейший специалист по лермонтовской иконографии Николай Павлович Пахомов (06.03.1890–11.03.1978). В 1948 году вышла его фундаментальная работа «Живописное наследство Лермонтова», где он отвёл авторство поэта и приписал акварель кисти знаменитого художника — князя Григория Гагарина. Всё-таки живопись рисунка более профессиональна, чем у замечательного, но тем не менее самоучки Лермонтова. Самих же офицеров Пахомов определил как знакомых поэта флигель-адъютантов Шемиота и князя Белосельского-Белозерского. С тех пор акварель зажила под новым названием.