Два гетмана
Из всех гетманов Войска Запорожского особенно выделяются Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа. Цели их совпадали, а вот результаты получились разными. Оба гетмана стремились сохранить независимость Войска Запорожского или как минимум его вольницу. Эти стремления привели Богдана Хмельницкого к союзу с Россией, а Мазепу — к разрыву с ней.
Богдан Хмельницкий
На первых страницах романа Генрика Сенкевича «Огнём и мечом» молодой шляхтич Ян Скшетуский спасает загадочного незнакомца. Тот представляется своему спасителю: «Я — Зиновий Абданк, шляхтич киевского воеводства, полковник казацкого полка князя Доминика Заславского». Через некоторое время Абданк находит своих людей и, оказавшись в безопасности, открывается Скшетускому: «Теперь такое время, что брат не доверяет брату, а ты всё-таки не знаешь, кого ты спас, так как я не сказал тебе своего имени.
— Развевы не Абданк?
— Это мой родовой герб.
— А имя?
— Богдан Зиновий Хмельницкий».
Представиться Абданком — это всё равно что назвать себя, как Одиссей, «Никто» — только чуть более вежливо. В польской традиции герб — это не отличительный символ какой-то одной семьи, это древний знак, объединяющий множество родов. Герб Абданк — это по меньшей мере четыре сотни шляхетских семей, у каждой из которых, в свою очередь, были ответвления.
Богдан Зиновий Хмельницкий в 1647 году возникает практически из ниоткуда и меняет историю и Украины, и Польши. Чуть ли не каждый современник описывает его прошлое по-своему, нет единого мнения и у современных историков. То ли шляхтич, то ли казак, то ли сын бывшего шляхтича. Учился то ли во Львове, то ли в Суботове, то ли и здесь, и там. Обучался у католиков, но сохранил православную веру, а потом вроде бы был готов принять ислам.
К 1647 году Хмельницкий успевает прославиться и завоевать уважение запорожских казаков. Его жизнь полна приключений: после битвы под Цецорой он попадает в плен к туркам и два года проводит на галерах. Некие родственники выкупают его, и Хмельницкий возвращается домой. Он совершает с казаками набеги на турецкие города, становится чигиринским сотником, но затем опять надолго исчезает из видимости хронистов. В 1640-х Хмельницкий снова всплывает на поверхность — он входит в состав делегаций, которые казаки отправляют к королю.
По общепринятой версии, пожар войны начался с личной обиды. Подстароста Чаплицкий в отсутствие Хмельницкого похитил его женщину и избил сына. Жалобы Хмельницкого не получили ответа. Более того, за дерзкие речи его отправили в тюрьму. После этого и разгорелась война за казацкие привилегии. Решающим для установления его власти в Запорожье стал визит к крымскому хану. «Истый лев, военачальник запорожских казаков, то есть племени людей, бьющих в колокола, гетман по имени Мельниска», — представляет его придворный крымский хронист Мехмед Сенаи. Он утверждает, что гетман «взлелеял в душе желание удостоиться чести стать мусульманином» и выбросил «из сердца прежнюю враждебность к [нашей] вере».
Сравнительно небольшую численность своего отряда — восемь тысяч казаков и три тысячи татар перекопского мурзы Тугай-бея — Хмельницкий с лихвой компенсировал хитростью. В битве при Жёлтых Водах он без труда измотал поляков обманными атаками и выманил у них своих полковников, остававшихся в заложниках. Затем молниеносно атаковал у Корсуни, заманив польские отряды в ловушку, уничтожив коронную армию и пленив её двух главных полководцев — гетманов Потоцкого и Калиновского. Каждый успех только увеличивал армию Хмельницкого. И летом 1648 года под Пилявцами он имел в своём распоряжении уже до 70 тысяч человек. Там польское войско ждал ещё больший разгром.