Музыкальный слух и рациональные решения: как иностранные языки меняют нас к лучшему
Изучение иностранных языков – одна из лучших тренировок, доступных человеку вне зависимости от возраста. Запоминая новые слова или постигая премудрости незнакомой грамматики, мы развиваем главный орган нашего организма – мозг. Рассказываем, как языки делают нас внимательнее, рациональнее и музыкальнее.
Повышение концентрации
Изучение нового языка требует от человека обработки больших объемов информации, осознанности и вдумчивости. Терпеливо заучивая склонения немецких артиклей или разбираясь в написании японских иероглифов, мы постепенно повышаем свою способность к концентрации. Эти позитивные изменения в нашем мозгу происходят не сразу: три урока английского едва ли сделают из вас гения. Но, чем дальше человек продвигается в изучении языка, тем заметнее прогресс.
«Дети-билингвы зачастую быстрее концентрируются на предмете. При этом они одновременно могут как вникать в общую суть вопроса, так и оценивать его детали. Выражение «схватывают все на лету» - про них. Во взрослой жизни этот навык помогает в рабочих задачах и в общении с другими людьми», - комментирует методист онлайн-школы английского языка Эми Кролевецкая.
Многозадачность
Многозадачность – одна из важных исполнительных функций мозга. Тренируясь в переходе с одного языка на другой, человек начинает быстрее переключаться между задачами и в других областях жизни. Продумывать различные варианты их решения и адаптировать сценарии своих действий в зависимости от смены обстоятельств.
Связь между знанием языков и многозадачностью подтверждают результаты научной работы, проведенной учеными университета Кентукки в 2012 году. Исследование включало два эксперимента с участием групп билингвов и людей, владеющих только одним языком. На первом этапе испытуемым предложили решить серию тестов. Выяснилось, что билингвы быстрее справлялись с заданиями, где одновременно надо было решить несколько задач. Им также было проще переключаться между заданиями разного типа. На втором этапе аналогичные тесты предложили участникам разных возрастов. Более молодым из них решение задач, разумеется, давалось проще. Но билингвы старшего поколения меньше уступали в скорости молодежи, чем их ровесники из числа монолингвов. Таким образом, можно сделать вывод, что знание нескольких языков не только помогает проще справляться с несколькими параллельными задачами, но и дольше сохранять эту способность.