Что могут сделать компании и государства, чтобы остановить загрязнение океанов

ForbesОбщество

Недостаточно голубая лагуна: что делать, чтобы остановить загрязнение Мирового океана

Что могут сделать судостроители, судовладельцы, компании и государства, чтобы остановить загрязнение водных ресурсов

Анна Чернова

gettyimages-1226867922.jpg__1623696897__44607__vid920655e.jpg
Getty Images

Согласно исследованию ученых из Комиссии по загрязнению и здоровью научного журнала Lancet, более 9 млн преждевременных смертей в год — это последствия загрязнения Мирового океана. Это одна из самых важных, но до сих пор плохо изученная и не всеми признаваемая проблема, масштабы которой только предстоит оценить.

Наиболее опасные загрязнители океана

Ежегодно в океан попадает более 10 млн т пластика. Большая часть этих отходов распадается на крошечные частицы (микропластик) и накапливается в прибрежных и глубоководных отложениях. Оставшиеся крупные куски десятилетиями плавают в воде, образуя целые мусорные острова. Один из самых крупных — так называемое мусорное пятно в Тихом океане. Это сотни километров водной глади, покрытой отходами человеческой жизнедеятельности. Точная площадь пятна неизвестна, по разным подсчетам, речь о 0,7–1,6 млн кв. км и порядка 100 млн т мусора.

Микропластик не так заметен, но тоже крайне опасен. В нем содержится множество токсичных химических веществ, добавляемых в пластмассы, чтобы сделать их гибкими, красочными, водонепроницаемыми или огнестойкими, — встречаются и канцерогены, и нейротоксины, и эндокринные разрушители, способные вызывать рак и другие проблемы со здоровьем. Эти насыщенные химическими веществами частицы попадают в пищевую цепь и накапливаются в рыбе и моллюсках, а с ними микропластик поглощаем и мы. В последние годы ученые начали находить микропластик и в человеческих тканях. По данным отчета PEW и SystemIQ «Breaking the Plastic Wave», количество пластика в океане увеличится к 2040 году втрое и будет расти дальше со скоростью 50 кг в минуту.

Другая опасность — ртуть. От 80% до 90% ее органических соединений поступает в организм человека из рыбы и моллюсков (при этом от 75% до 90% органической ртути, содержащейся в морепродуктах, составляет метилртуть — крайне токсичное соединение, способное накапливаться в организме). Ртуть используют в металлургии для вымывания золота из породы, а кроме того, она попадает в атмосферу при сжигании угля. Больше всего ртути накапливается в крупных хищных рыбах: акуле, рыбе-мече, белуге, бериксе, тунце.

Getty Images / Getty Images

Какой след оставляют корабли

Большинство людей представляют разлив нефти как аварию на крупном нефтедобывающем производстве или танкере. Но такие происшествия скорее редкость, зато разливы нефти гораздо меньшего масштаба на суше, в открытом океане, на реках и озерах происходят каждый день. Они могут быть связаны с добычей и транспортировкой нефти, а могут случаться в ходе рутинной эксплуатации судов, например при дозаправке. Каждый разлив наносит непоправимый вред морским растениям и животным: даже если ликвидировать нефтяное пятно на воде максимально быстро, большинство обитателей водоема все равно погибнут.

Кроме нефтяного, морской транспорт оставляет еще и углеродный след — так называется совокупность всех выбросов парниковых газов, включая диоксид углерода. Вступая в реакцию с водой, он вызывает изменение уровня ее кислотности (pH-фактора). От этого страдают в первую очередь организмы — строители раковин, но опосредованное влияние затрагивает целые экосистемы. По словам руководителя климатического проекта Greenpeace в России Василия Яблокова, парниковые газы — самая главная угроза для океана. «Откатить обратно» процессы, связанные с глобальным изменением климата, уже невозможно, можно только смягчить последствия. «Из-за изменений в химическом составе воды мы уже теряем коралловые рифы. Основным способом преодоления этих негативных последствий является глобальная борьба с изменением климата: сокращение выброса парниковых газов — везде, во всех секторах экономики», — говорит Яблоков.

Getty Images / Getty Images

Согласно данным Международной морской организации (IMO), на морские перевозки приходится около 3% мировых выбросов CO2 — это немногим меньше, чем производит вся российская экономика (по данным British Petroleum). Всего 15 крупнейших мировых океанских кораблей, сжигая тяжелый мазут, выбрасывают больше вредных оксидов азота и серы, чем все автомобили мира, пишет The Economist. На сектор торгового судоходства (правда, вместе с авиацией) приходится почти десятипроцентный вклад в проблему глобального потепления.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно» Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно»

Какие причины кроются за безответственностью на рабочем месте?

Forbes
Нет времени объяснять: как запустить продукт просто и быстро Нет времени объяснять: как запустить продукт просто и быстро

Как запустить свой продукт тем, кто хочет сделать это просто и быстро

Inc.
Сколько можно пить за рулем в разных странах Сколько можно пить за рулем в разных странах

Где вообще нельзя, а где можно немного выпить за рулем?

Maxim
Федор Бухаров: «Мы проповедуем простой принцип win-win» Федор Бухаров: «Мы проповедуем простой принцип win-win»

Вице-президент «Тинькофф» объясняет, что такое «Играем за бизнес»

Forbes
Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели

Какими качествами должны обладать эффективные лидеры и сотрудники

Inc.
В саду цветут орхидеи В саду цветут орхидеи

Каким бывает Венерин башмачок

Наука и жизнь
Гнев небес Гнев небес

Взрыв сверхновой поблизости от Земли способен уничтожить почти все живое

Вокруг света
Смогут ли люди жить под водой Смогут ли люди жить под водой

Что если часть людей поселить под водой?

Популярная механика
Как юридически противостоять буллингу в школе Как юридически противостоять буллингу в школе

Издевательствам можно и нужно противостоять, вооружившись буквой закона

СНОБ
Обидная повесть Обидная повесть

За что «Тараса Бульбу» не любили в Польше

Дилетант
Состояние историческое: 10 подкастов, которые помогут восполнить пробелы в знаниях Состояние историческое: 10 подкастов, которые помогут восполнить пробелы в знаниях

Самые интересные подкасты об истории на русском языке

Esquire
Обязательно к просмотру: 5 фильмов о культуре Ближнего Востока и Северной Африки Обязательно к просмотру: 5 фильмов о культуре Ближнего Востока и Северной Африки

Фильмы, которые рассказывают о реальном Ближнем Востоке

Вокруг света
За кадром «Интерстеллара», история кости и чудеса матанализа: 8 новых нон-фикшн книг За кадром «Интерстеллара», история кости и чудеса матанализа: 8 новых нон-фикшн книг

8 сильных книг: искусство статистики, план по снижению выбросов и другие

Популярная механика
Мария Островская Мария Островская

Мария Островская 25 лет борется за улучшение жизни людей с особенностями

Собака.ru
Авантюрный роман: невероятные приключения «забайкальского самодержца» и «шалуна» Екатерины II, командира Нарышкина Авантюрный роман: невероятные приключения «забайкальского самодержца» и «шалуна» Екатерины II, командира Нарышкина

В XVIII–XIX веках сибиряки часто говорили: «От царя далеко, до бога высоко»!

Вокруг света
Андрей Звягинцев — о стрессе в кино и спасении в литературе Андрей Звягинцев — о стрессе в кино и спасении в литературе

Режиссер Андрей Звягинцев — о кино, преподавании, молодежи и вечных ориентирах

РБК
Как разместить самолётный ангар в научной библиотеке Как разместить самолётный ангар в научной библиотеке

Виртуальный музей с фотовыставкой, медиаматериалами и самолетом P-39 «Аэрокобра»

Популярная механика
15 мыслей Юрия Стоянова 15 мыслей Юрия Стоянова

Юрий Стоянов — о кровопийцах, стендаперах, прошлом, будущем и несбыточном

GQ
Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы

Буддизм дал миру множество интереснейших культурный феноменов

Вокруг света
Непревзойденные асы: как живут и охотятся стрекозы Непревзойденные асы: как живут и охотятся стрекозы

Это не миражи и не призраки, а стремительные и ловкие охотники из мира насекомых

Вокруг света
Будь другом Будь другом

Пора рассказать тебе, откуда берутся звери и где найти будущего любимца

Cosmopolitan
5 советов тем, кто переживает непростые времена 5 советов тем, кто переживает непростые времена

Что поможет справляться с повседневными трудностями и находить радость?

Psychologies
Первая помощь при разрыве отношений Первая помощь при разрыве отношений

Вашей пары больше нет — как примириться с новой реальностью и жить дальше?

Psychologies
Злой умысел: зачем российским силовикам видео с признаниями задержанных Злой умысел: зачем российским силовикам видео с признаниями задержанных

Социолог о признании вины как новой правовой тенденции

Forbes
Маленькие супергерои: 3 семейства насекомых со сверхспособностями Маленькие супергерои: 3 семейства насекомых со сверхспособностями

Насекомые пережили целый ряд катастроф на нашей планете

Вокруг света
Билл Гейтс: как нам адаптироваться к потеплению Билл Гейтс: как нам адаптироваться к потеплению

Отрывок из книги Билла Гейтса «Как нам избежать климатической катастрофы»

Inc.
Уроки на экваторе Уроки на экваторе

Месяц в деревне в Кении глазами волонтера-учительницы из России

Вокруг света
В балтийском янтаре обнаружили паразитирующий на муравьях гриб В балтийском янтаре обнаружили паразитирующий на муравьях гриб

Исследователи открыли новый вид паразитирующих грибов, похожих на кордицепс

N+1
«Если не можешь собрать команду — сажай помидоры»: сооснователь CloudPayments о том, зачем нужно набирать сотрудников сильнее себя «Если не можешь собрать команду — сажай помидоры»: сооснователь CloudPayments о том, зачем нужно набирать сотрудников сильнее себя

В идеальную команду надо собирать людей, которые сильнее тебя

Forbes
Маленький Будда: как поездка в Бурятию научила меня любить Маленький Будда: как поездка в Бурятию научила меня любить

Ренат Давлетгильдеев о главной поездке в своей жизни

СНОБ
Открыть в приложении