Вклады на короткие дистанции
Инвесторов интересуют фонды денежного рынка, золото и российские акции
В минувшем месяце международные инвесторы активно наращивали вложения в защитные активы. По оценке «Денег», основанной на отчетах Bank of America (BofA), в свою очередь учитывающих данные Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), за четыре недели, завершившиеся 5 апреля, чистый приток клиентских средств в фонды денежного рынка составил почти $320 млрд. Это более чем втрое больше привлечений месяцем ранее и максимальный результат с апреля 2020 года. Три года назад на фоне локдаунов и закрытия границ из-за пандемии коронавируса за март глобальные инвесторы вложили в фонды денежного рынка свыше $600 млрд. Нынешний уход инвесторов в такие фонды был спровоцирован банкротством американских Silvergate Bank, Signature Bank и Silicon Valley Bank, вслед за которыми с проблемами столкнулись и другие банки. В таких условиях участники рынка вспомнили о мировом кризисе 2008 года, спусковым крючком для которого стало банкротство Bear Stearns, а кульминацией кризиса — неожиданный крах Lehman Brothers. «Так называемый сегодняшний банковский кризис в США является следствием в том числе возросших процентных ставок и соответствующего снижения рыночной цены американских госбумаг с высокой дюрацией. Менеджмент в отдельных банках сильно недооценивал этот риск, что и привело к их банкротству, когда вкладчики начали активно забирать депозиты»,— полагает аналитик «КСП Капитал УА» Михаил Беспалов.
В итоге кредитные риски и риски контрагентов стали ключевыми рисками с непредсказуемыми последствиями для мировой экономики, о чем глобальные портфельные менеджеры заявили в мартовском опросе BofA. Американские власти были вынуждены прибегнуть к словесным интервенциям и финансовым мерам поддержки. В частности, президент США Джо Байден пообещал принять «все необходимые меры» для разрешения банковского кризиса, а также дополнительно усилить банковское регулирование, которое, по его словам, было частично ослаблено во времена президентства Дональда Трампа. В свою очередь, ФРС запустила новую программу поддержки банков, в рамках которой только в первую неделю кризиса кредитные организации получили от регулятора свыше $300 млрд наличности. Чтобы остановить развитие финансового кризиса в мире, американский финансовый регулятор объединился с регуляторами Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и с ЕЦБ для координации действий по расширению предоставления ликвидности за счет постоянной договоренности о своп-линиях в долларах США.
Однако эти шаги не смогли остановить масштабные оттоки средств из американских банков. Тихой гаванью для части выведенной ликвидности стали фонды денежного рынка. Такие фонды инвестируют в основном в краткосрочные государственные и высокорейтинговые корпоративные облигации со сроком обращения от нескольких недель до года. Цена таких бумаг слабо коррелирует с рыночной конъюнктурой и изменением процентных ставок. Вдобавок средства таких фондов могут размещаться на межбанковском рынке и использоваться в краткосрочных операциях репо, которые также слабо зависят от рыночной конъюнктуры. «Фонды денежного рынка не несут риска конкретного банка, поэтому их популярность выросла на фоне банковского кризиса»,— считает инвестиционный стратег управляющей компании «Арикапитал» Сергей Суверов.